В соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации собственные доходы бюджета указанного субъекта от закрепленного за ним налога на прибыль частично переданы местным бюджетам. Каковы в этом случае особенности применения ставок по налогу на прибыль?

В соответствии с п.1 ст.284 НК РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено п.п.2 - 5 указанной статьи) в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке:
7,5% - зачисляется в федеральный бюджет;
14,5% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
2% - зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной названным пунктом ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом размер ставки не может быть ниже 10,5%.
Следует иметь в виду, что ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено, что бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Сумма налога, зачисляемая в соответствующий бюджет, исчисляется исходя из ставок, установленных п.1 ст.284 НК РФ. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право перераспределять ставки между бюджетами, предусмотренные указанной статьей.
Следовательно, зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных соответственно по ставкам 14,5 и 2%, без распределения указанных ставок по этим двум видам бюджетов. Эти же ставки налога применяются и организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, при распределении общей суммы авансовых платежей и налога на прибыль между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по месту нахождения обособленных подразделений. Таким образом, в налоговой декларации сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет, исчисляется только по ставке 2%.
Что касается возможности уменьшения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации размера предусмотренной ставки 14,5% для отдельных категорий налогоплательщиков, то необходимо учитывать следующее.
Размер указанной ставки не может уменьшаться более чем на 4 пункта, т.е. ставка налога в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, не может быть меньше 10,5% (в части, зачисляемой в бюджет городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, являющихся в соответствии с п.1 ст.65 Конституции Российской Федерации субъектами Российской Федерации, не может быть меньше 12,5%). При этом необходимо иметь в виду, что под отдельными категориями налогоплательщиков следует понимать совокупность налогоплательщиков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для которых характерны общие признаки. К таковым, в частности, могут быть отнесены признаки налогового резидентства, территориальной, отраслевой общности, однородности деятельности (в том числе имеющей социальную направленность). Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одна организация, то на нее также распространяются положения последнего абзаца п.1 ст.284 НК РФ.
Согласно ст.58 "Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней" БК РФ собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Таким образом, указанные органы утверждают не иной размер названной ставки, а процентную долю, в которой перечисленные доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут быть переданы местным бюджетам. Перераспределение поступивших в доход бюджетов субъектов Российской Федерации сумм налога на прибыль между бюджетами может быть произведено только на основании ст.58 БК РФ.
Приведенные выводы согласуются с позицией, отраженной в совместном Письме МНС России и Минфина России от 06.03.2002 N N ВГ-6-02/263 и 04-02-04/32 "О ставках по налогу на прибыль".
А.Федоров
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
20.11.2002
"Финансовая газета", 2002, N 47

Организация компенсирует сотрудникам стоимость платных медицинских услуг на основании предоставленных платежных документов. До сих пор эти расходы на себестоимость не относились. Можно ли отнести такие расходы на уменьшение налогооблагаемой базы, если предусмотреть их в трудовых договорах с сотрудниками?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также