Вправе ли должностные лица ПФР составлять протоколы в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР?

В соответствии с ч.5 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г. (далее - Кодекс), протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды) Кодекса, вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов. Данная норма соответствует положениям ст.24 Закона N 167-ФЗ, предусматривающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также соответствует пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в соответствии с которым должностные лица органов ПФР вправе налагать штрафы.
В соответствии со ст.27 Закона N 167-ФЗ ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена за:
нарушение установленного срока регистрации в органах страховщика;
неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий;
неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Законом N 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган ПФР.
В соответствии с Кодексом ответственность за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена за:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3);
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4);
непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6);
нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7);
нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.15.8);
неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9);
неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст.15.10);
искажение бухгалтерской отчетности (ст.15.11).
Из указанных административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.15.3 - 15.11 Кодекса, должностные лица ПФР вправе составлять протоколы в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в ПФР, т.е. протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 Кодекса.
Привлечение страхователя - юридического лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной ст.27 Закона N 167-ФЗ, не освобождает от предусмотренной административной ответственности должностных лиц этих организаций, так как вина юридического лица и вина конкретного работника являются разными по содержанию составов правонарушений и субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.15.3, 15.4, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.7, ст.15.8 Кодекса, являются должностные лица.
При выявлении правонарушения уполномоченный орган ПФР вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо.
В соответствии со ст.28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются:
дата и место его составления;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и события административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица (законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред) по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Суммы штрафов, взыскиваемых органами ПФР в соответствии со ст.27 Закона N 167-ФЗ и Кодексом, подлежат зачислению в бюджет ПФР, так как в соответствии со ст.17 Закона N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются также штрафные санкции и пени; кроме того, в Федеральном законе от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" установлено, что доходы бюджета на 2002 г. формируются также за счет суммы пеней и иных финансовых санкций, в том числе взыскиваемых органами Фонда в соответствии со ст.27 Закона N 167-ФЗ и Кодексом.
В.Ершова
Начальник
отдела систематизации
законодательства
Правового департамента ПФР
Подписано в печать
04.11.2002
"Финансовая газета", 2002, N 45

...Организация 1 апреля заключила сделку на поставку ценных бумаг, дата поставки - 4 апреля, причем бумагами на 1 апреля организация не владеет; 3 апреля приобретены бумаги; 4 апреля бумаги поставлены покупателю по первой сделке. Является ли первая сделка срочной сделкой и если да, то каковы особенности налогообложения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также