...Московская организация осуществляет деятельность в сфере розничной торговли. Недавно один из наших магазинов проверяла Госторгинспекция. По итогам проверки нам были предъявлены штрафные санкции за неприменение ККМ при расчетах с населением, хотя кассовый аппарат в наличии был, но у него была повреждена пломба ЦТО. Правомерны ли действия Госторгинспекции?

Статьей 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее по тексту - Закон о применении ККМ) предусматривается, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями без исключения (а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при осуществлении ими торговых операций (выполнения работ или оказания услуг) с обязательным применением контрольно - кассовых машин (ККМ).
За нарушение данного требования административным законодательством предусмотрены штрафные санкции. Так, в соответствии со ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, далее - КоАП РФ) продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа:
- на граждан (индивидуальных предпринимателей) в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
- на должностных лиц организаций - от тридцати до сорока МРОТ;
- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
В соответствии со ст.3 Закона о применении ККМ требования к кассовым аппаратам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совмина - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904) (далее по тексту - Положение по применению ККМ).
В п.8 Положения по применению ККМ приведен список неисправностей ККМ, при наличии которых она не может использоваться для осуществления расчетов с населением. Кроме того, на основании ст.4 Закона о применении ККМ, а также п.1 и пп."е" п.7 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин.
Исходя из сказанного выше, административным правонарушением за осуществление торговой деятельности (расчетов с населением) без применения ККМ в установленных случаях (ст.14.5 КоАП РФ) будут считаться также следующие действия:
- применение не зарегистрированных в налоговых органах ККМ (в том числе без паспорта ККМ);
- использование ККМ при отсутствии или повреждении пломбы ЦТО;
- применение ККМ с отсутствующей маркировкой производителя или средств визуального контроля;
- применение неисправной ККМ (при наличии неисправностей, указанных в п.8 Положения по применению ККМ);
- применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме.
Аналогичное мнение содержится и в Письме МНС России от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", направленном для заинтересованных лиц Письмом Управления МНС России по г. Москве от 23 августа 2002 г. N 29-08/1/38920@.
Таким образом, ваша организация не имела права применять для расчетов с населением кассовый аппарат с поврежденной пломбой ЦТО. Как говорилось выше, использование такой ККМ приравнивается к нарушению административного законодательства в части неприменения ККМ в установленном порядке (то есть предполагает наложение штрафных санкций согласно ст.14.5 КоАП РФ).
Однако в связи с заданным вопросом необходимы дополнительные пояснения по поводу круга лиц, имеющих право налагать штрафные санкции за данные правонарушения. В этой ситуации следует различать государственные органы, уполномоченные рассматривать дела о подобного рода административных правонарушениях (и соответственно, налагать штрафные санкции), и государственные органы, имеющие право только составлять протокол об этих нарушениях (то есть такие органы не могут сами налагать санкции, но имеют право передать составленный протокол в уполномоченный на то орган).
Вышеуказанным Письмом МНС России к таким лицам (как уполномоченным налагать штрафные санкции, так и составлять протоколы) отнесена Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
Перечень государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, приведен в гл.23 КоАП РФ. В частности, правонарушения, предусмотренные ст.14.5 КоАП РФ, уполномочены рассматривать (а следовательно, принимать решения о наложении штрафных санкций) следующие органы:
- налоговые органы (ст.23.5 КоАП РФ);
- федеральные органы налоговой полиции (ст.23.6 КоАП РФ).
Следует отметить, что в ст.23.49 КоАП РФ, в которой приведен перечень правонарушений, дела о которых имеет право рассматривать Госторгинспекция, ст.14.5 КоАП РФ отсутствует.
Перечень государственных органов, имеющих право оформлять протокол об административных правонарушениях, приведен в ст.28.3 КоАП РФ. По нарушениям, связанным с неприменением ККМ в установленном порядке, могут составлять протокол следующие органы:
- лица, указанные в гл.23 КоАП РФ;
- органы внутренних дел (милиция).
В перечне административных правонарушений, по поводу которых имеет право составлять протоколы Госторгинспекция, ст.14.5 КоАП РФ также не фигурирует (пп.63 п.2 ст.28.3 КоАП РФ).
Таким образом, Госторгинспекция не имеет никаких прав ни налагать штрафные санкции за неприменение ККМ, ни составлять протоколы о подобном правонарушении.
Однако при выявлении подобных нарушений представители Госторгинспекции могут направить данную информацию в налоговые органы.
Подписано в печать
01.11.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 12

Московское транспортное предприятие оказало услуги сторонней организации . В свою очередь, агентство разместило рекламу транспортной компании в прессе. По результатам взаимных обязательств стороны произвели взаимозачет, оформив его актом. Должно ли в данном случае транспортное предприятие начислить налог на рекламу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также