Московское транспортное предприятие оказало услуги сторонней организации . В свою очередь, агентство разместило рекламу транспортной компании в прессе. По результатам взаимных обязательств стороны произвели взаимозачет, оформив его актом. Должно ли в данном случае транспортное предприятие начислить налог на рекламу?

Статьей 2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2001 г. N 59 "О налоге на рекламу" (далее по тексту - Закон г. Москвы о налоге на рекламу) определено, что под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к ним и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
При этом под объектом налогообложения налогом на рекламу признается (ст.4 Закона г. Москвы о налоге на рекламу):
- приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью в интересах экономической деятельности рекламодателя информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);
- рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Налоговая база по данному налогу определяется организацией - налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг) (ст.6 Закона г. Москвы о налоге на рекламу).
Исходя из сказанного, налогом на рекламу облагается стоимость любых рекламных услуг, независимо как от способа оплаты, так и от самого факта их оплаты.
Статьей 9 Закона г. Москвы о налоге на рекламу определен порядок исчисления и сроки уплаты налога на рекламу.
Так, сумма этого налога определяется налогоплательщиком на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями вышеуказанного Закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае базой для налогообложения налогом на рекламу будет являться стоимость рекламных услуг, определенная договором. Однако поскольку стоимость этих услуг фактически была оплачена путем бартерной операции (в обмен на стоимость транспортных услуг, оказанных рекламному агентству), для целей налогообложения необходимо учитывать положения ст.40 части первой НК РФ, а именно, чтобы стоимость услуг (в нашей ситуации - и транспортных, и рекламных услуг) соответствовала реальной рыночной цене на эти услуги.
При этом рыночной ценой услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком услуг признается сфера обращения этих услуг, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) подобную услугу на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за пределами страны. Понятия идентичности и однородности услуг можно взять из соответствующих определений, приведенных для товаров.
Идентичными признаются услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (показатели). При определении идентичности услуг учитываются, в частности, их основные характеристики, качество и репутация на рынке, а также кто их оказывает (исполнитель).
Однородными признаются услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики (показатели) и состоят из схожих процессов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности услуг учитываются, в частности, их качество, репутация на рынке, исполнитель.
Таким образом, если стоимость рекламных услуг, закрытых по взаимозачету (а фактически - путем бартерной сделки), ниже рыночной цены на эти услуги, для целей налогообложения должна приниматься рыночная цена.
В любой ситуации при расчете налоговой базы по налогу на рекламу исключается НДС.
Подписано в печать
01.11.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 12

...Московское предприятие заключило договор со своим сотрудником о продаже ему бывшего в употреблении автомобиля. Оплата за автомобиль осуществляется наличными денежными средствами частями в течение 1 года, а право собственности на автомобиль переходит к сотруднику только после оплаты всей его стоимости. Как исчислить налог с продаж и отразить эти операции в бухучете?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также