...Дорожно-строительная организация исполняет государственную целевую программу содержания и строительства автодорог за счет средств областного бюджета на основании государственных контрактов. Каков порядок обложения налогом на прибыль в 2001 - 2002 гг. целевых бюджетных средств, полученных на выполнение работ в рамках указанной целевой программы?

Статьей 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) (действовавшего до 01.01.2002, за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке) было установлено, что до 1 января 2002 г. плательщиками налога на прибыль признавались предприятия и организации (в том числе бюджетные), являвшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществлявшие предпринимательскую деятельность.
Согласно ст.2 Закона N 2116-1 объектом обложения налогом на прибыль являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей Закона.
Валовая прибыль представляла собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Статьей 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Исполнитель осуществлял в 2001 г. возмездное оказание услуг другому лицу - Управлению автомобильными дорогами области (Заказчику), то полученные им в оплату произведенных дорожно-строительных работ средства следовало рассматривать как реализацию продукции (работ, услуг) согласно п.1 ст.39 Кодекса и учитывать в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
В соответствии с п.2 ст.251 гл.25 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) определено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно ст.69 БК РФ предоставление бюджетных средств коммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Учитывая положения ст.6 БК РФ, в рассматриваемой ситуации речь идет о бюджетных средствах целевого назначения в форме субвенций или субсидий.
В соответствии со ст.78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из бюджетов разных уровней в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, в целях применения положений п.2 ст.251 гл.25 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год.
Из вопроса следует, что бюджетополучателем целевых поступлений, направляемых на реализацию государственной целевой программы обеспечения содержания, ремонта и нового строительства автомобильных дорог области общего пользования и местного значения, является Заказчик - Управление автомобильными дорогами области.
Таким образом, поскольку дорожно-строительная организация (Исполнитель) не является непосредственным получателем целевых поступлений, а осуществляет возмездное оказание услуг другому лицу (Управлению автомобильными дорогами области), то полученные им в оплату произведенных дорожно-строительных работ средства признаются реализацией согласно п.1 ст.39 НК РФ и включаются в облагаемую базу по налогу на прибыль.
О.В.Светлова
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
14.10.2002
"Налоговый вестник", 2002, N 11

...Физическое лицо реализует с участием банка как ценные бумаги, расходы на приобретение, реализацию и хранение которых могут быть подтверждены документально, так и бумаги, по которым такая возможность у налогоплательщика отсутствует. Правомерно ли в данной ситуации применение налогоплательщиком у источника выплаты дохода двух видов вычетов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также