Должна ли организация в обязательном порядке вести регистры налогового учета?

В целях формирования информации о расчете величины налогов каждая организация должна вести налоговый учет. Обязательность такого требования зафиксирована положениями налогового законодательства (к примеру, в части налога на прибыль - ст.ст.313 - 333 части второй НК РФ).
При этом данные налогового учета должны отражать общий порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Для обоснования и подтверждения данных налогового учета используются следующие документы:
1) первичные учетные документы (включая справки бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Первичные учетные документы в данном случае применяются те же, что и в бухгалтерском учете. Непосредственный расчет налоговой базы происходит в налоговых декларациях. А вот аналитические регистры налогового учета каждое предприятие должно определить для себя самостоятельно исходя из требований налогового законодательства и необходимости ведения налогового учета по тем или иным позициям.
Следует также отметить, что и формы регистров налогового учета организации могут также разрабатывать самостоятельно, учитывая, однако, что они в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст.314 НК РФ):
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм: на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.
В целом под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст.314 части второй НК РФ). Таким образом, данным определением учет налоговый четко разделен с учетом бухгалтерским.
Однако, как уже говорилось выше, в условиях российской действительности (многолетней традиции использования бухгалтерского учета для отражения сведений, необходимых для целей налогообложения, а также перезагруженности бухгалтерий крупных и средних предприятий бухгалтерской и налоговой документацией) данные бухгалтерского учета в определенных случаях могут применяться для подготовки информации о расчете тех или иных налогов (то есть в целях налогового учета).
Такое положение объясняется рядом причин.
Во-первых, данные налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются и для отражения финансово - хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Во-вторых, совпадение многих методов и способов оценки имущества и обязательств организации в налоговом и бухгалтерском учете позволяет отказаться от применения отдельных налоговых регистров и использовать данные бухгалтерского учета в целях расчета налоговой базы.
В-третьих, система налогового учета законодательно предусмотрена только в части налога на прибыль. Расчет налоговой базы для многих других налогов ведется с применением регистров и синтетических счетов (субсчетов) бухгалтерского учета (особенно это касается НДС и акцизов). Кроме того, в ряде случаев именно данные бухгалтерского учета являются исходной базой для исчисления некоторых налогов (например, налога на имущество предприятий).
Таким образом, организациям, в целях облегчения процесса ведения налогового учета (и, естественно, снижения трудозатрат на проведение этой работы), целесообразно использовать для этого все возможности бухгалтерского учета. Причем на практике такое происходит повсеместно: предприятия, организуя ведение налогового учета на бумажных или машинных носителях, стараются как можно полнее использовать данные учета бухгалтерского. В этих целях происходит унификация налоговых и бухгалтерских регистров, автоматический перенос необходимых данных из бухгалтерского учета в налоговый (при автоматизации такой работы).
Однако еще раз необходимо подчеркнуть, что в том случае, когда предприятие не имеет возможности использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения обязательно необходимо ведение параллельного налогового учета и соответственно аналитических регистров.
Следует также отметить, что Информационным сообщением МНС России от 19 декабря 2001 г. "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" доведены до сведения налогоплательщиков рекомендуемые образцы форм таких регистров.
При этом необходимо обратить внимание, что организация может такие регистры разработать самостоятельно или взять за основу предлагаемые МНС России. Однако в любом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо предусмотреть состав этих форм (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных налоговыми органами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения желательно также подробнее определить иные источники данных для налогового учета (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета, применяемые счета бухгалтерского учета для отражения сведений, используемых для целей налогообложения и т.п.).
Подписано в печать Ответы на вопросы подготовлены
14.10.2002 консалтинговым агентством

"Советник" "Консультант Бухгалтера", 2002, N 11

Московская организация в соответствии с Комплексной программой промышленной деятельности в г. Москве на 2001 - 2003 гг. получила бюджетную субвенцию. Включаются ли суммы субвенции в налогооблагаемую прибыль?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также