Относятся ли бюджетные учреждения к некоммерческим организациям и существуют ли различия между данными категориями организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль?

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц определен ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 21.03.2002). Формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации, определены в ст.6 данного Закона.
Одной из организационно - правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Согласно ст.120 ГК РФ и ст.9 Закона N 7-ФЗ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, бюджетные организации по своей организационно - правовой форме являются учреждениями, поэтому указанные организации следует относить к некоммерческим. При отсутствии у организации хотя бы одного из условий, приведенных в ст.161 БК РФ, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов, она не является бюджетным учреждением.
Согласно пп.14 п.1 и п.2 ст.251 НК РФ (в ред. Закона N 57-ФЗ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций не учитываются средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Приведенный в пункте перечень целевых поступлений является исчерпывающим. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. Прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, согласно ст.ст.247, 274 НК РФ являются объектом обложения налогом на прибыль некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений.
Подписано в печать О.Емышева
18.09.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга "Финансовая газета", 2002, N 38

За счет каких средств юридические лица могут направлять пожертвования некоммерческим организациям на ведение их уставной деятельности? Вправе ли указанные лица включать в состав расходов, связанных с производством и реализацией, перечисляемые некоммерческим организациям пожертвования в виде денежных средств и иного имущества?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также