...Предприятие арендует автомобиль у сторонней организации. Автомобиль попал в аварию не по вине предприятия. В договоре аренды такие случаи не предусмотрены. Договор страхования на автомашину не заключался, виновные лица не установлены. Кто должен оплачивать стоимость ремонта, и если мы, то каким образом отразить данные операции в бухучете и в целях налогообложения?

Если в дорожно - транспортном происшествии (ДТП) пострадал арендованный автомобиль (при этом он не был застрахован и виновные лица не установлены), необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, каким образом заключен договор аренды транспортного средства: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) или без предоставления этих услуг (без экипажа).
При аренде автомашины с экипажем все расходы, связанные с содержанием этого транспортного средства (в том числе затраты на проведение текущего и капитального ремонтов), несет арендодатель (ст.634 ГК РФ). Соответственно, ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, также осуществляет арендодатель. Однако при этом арендатор должен возместить арендодателю сумму расходов по устранению ущерба, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст.639 ГК РФ). Исходя из вышесказанного, у арендатора нет никаких оснований самостоятельно осуществлять ремонт арендованного транспортного средства с экипажем. Поэтому такого рода затраты у арендатора подлежат отнесению на расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В случае же возмещения арендодателю величины убытков, связанных с восстановлением пострадавшей в ДТП автомашины, данные затраты относятся на финансовые результаты в качестве внереализационных расходов (п.12 ПБУ 10/99) и учитываются в целях налогообложения (пп.13 п.1 ст.265 части второй НК РФ).
При аренде транспортного средства без экипажа все расходы по содержанию и эксплуатации арендованного автомобиля несет арендатор (ст.644 ГК РФ). Следовательно, произведенные им затраты на ремонт поврежденной в ДТП автомашины включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и принимаются в целях налогообложения аналогично ремонту собственных основных средств.
Рассмотрим вышесказанное на условном примере.
Пример. Автомобиль, арендованный производственным предприятием в качестве транспортного средства без экипажа, пострадал в ДТП (камень от встречной автомашины попал и разбил лобовое стекло). Следовательно, все затраты на ее ремонт несет арендатор.
Стоимость ремонта автомашины в автосервисе составила 9600 руб. (в том числе НДС - 1600 руб.). Помимо этого, организацией самостоятельно приобретались некоторые запасные части, установленные на данный автомобиль при его ремонте в техцентре. Стоимость приобретения запчастей составила 2400 руб. (включая НДС - 400 руб.).
Поврежденное имущество не застраховано, виновные лица не установлены (о чем ГИБДД выдана справка).
В бухгалтерском учете при этом будут сделаны следующие проводки:
------------------------------------T--------------T------T------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦Кредит¦Сумма,¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦1. Отражена стоимость ремонта ¦ 26 ¦ 60 ¦ 8000 ¦
¦автомобиля (на основании акта ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполненных работ) без учета НДС ¦ ¦ ¦ ¦
¦(9600 руб. - 1600 руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦2. Отражен НДС, подлежащий уплате ¦ 19 ¦ 60 ¦ 1600 ¦
¦подрядчику за выполненные работы ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦3. Произведена оплата работ ¦ 60 ¦ 51 ¦ 9600 ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦4. НДС, уплаченный подрядчику, ¦ 68 / НДС ¦ 19 ¦ 1600 ¦
¦принят к зачету (в качестве ¦ (68 "Расчеты ¦ ¦ ¦
¦налогового вычета) ¦ по налогам и ¦ ¦ ¦
¦ ¦сборам" / НДС)¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦5. Получены и оприходованы запасные¦ 10 ¦ 60 ¦ 2000 ¦
¦части к автомобилю без учета НДС ¦ ¦ ¦ ¦
¦(2400 руб. - 400 руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦6. Отражен НДС, подлежащий уплате ¦ 19 ¦ 60 ¦ 400 ¦
¦поставщику запчастей ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦7. Произведена оплата поставщику ¦ 60 ¦ 51 ¦ 2400 ¦
¦за запчасти ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦8. Принят к зачету НДС, ¦ 68 / НДС ¦ 19 ¦ 400 ¦
¦уплаченный поставщику ¦ (68 "Расчеты ¦ ¦ ¦
¦ ¦ по налогам и ¦ ¦ ¦
¦ ¦сборам" / НДС)¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+--------------+------+------+
¦9. Списана стоимость запчастей, ¦ 26 ¦ 10 ¦ 2000 ¦
¦использованных при ремонте ¦ ¦ ¦ ¦
¦автомобиля ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------+--------------+------+-------
Таким образом, в нашем примере общая стоимость ремонта автомашины составила 10 000 руб. (8000 руб. + 2000 руб.).
Подписано в печать
13.09.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 10

...Организацией из налоговой инспекции было получено извещение о необходимости провести сверку начисленных и перечисленных в бюджет налогов. Нельзя ли разъяснить, обязаны ли мы проводить подобного рода сверки?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также