Просим разъяснить, кто является плательщиком экологического налога и что является основанием для его начисления.

В соответствии со ст.13 НК РФ экологический налог относится к категории федеральных. Следовательно, все элементы налогообложения должны быть установлены исключительно федеральным законом - точнее, посредством внесения в часть вторую НК РФ соответствующей главы. В настоящее время такая глава в НК РФ отсутствует.
Таким образом, в настоящее время основания для исчисления и уплаты экологического налога отсутствуют и любые требования налоговых органов по его внесению являются незаконными.
Однако весьма вероятно, что местные налоговые органы под экологическим налогом понимают плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ. Основанием этого является тот факт, что указанные платежи включены отдельной строкой в доходную часть бюджета. При этом в Федеральном законе о федеральном бюджете на 2002 г. в части регулирования создания и деятельности Федерального экологического фонда РФ и перечисления во внебюджетные государственные экологические фонды платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения содержится ссылка на Закон об охране окружающей среды. В настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (на момент принятия бюджета на 2002 г. действовал Закон РФ от 19 декабря 1991 г. N 2060-1) - далее - Закон об охране окружающей среды.
В соответствии со ст.16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для того чтобы взимание платы по указанным основаниям было правомерным, необходимо наличие федерального закона. В настоящее время такой закон не принят. В соответствии со ст.5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, относится установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. (в последнее время действовало в ред. Постановления Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 463). Однако Решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 данное Постановление признано незаконным (недействительным).
Таким образом, в настоящее время нет законных оснований для внесения в бюджет платы за какое-либо воздействие на окружающую среду.
Подписано в печать
13.09.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 10

Наша организация является лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства. В соответствии со ст.91 Лесного кодекса РФ мы обязаны проводить рубки ухода. Просим разъяснить, какие налоги мы обязаны начислять с сумм выручки от реализации древесины, полученной в результате таких рубок.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также