Каким образом следует отражать в учете расходы по получению лицензии: в качестве нематериальных активов или относить на затраты?

Что касается отражения в учете и в целях налогообложения расходов по получению организациями различного рода лицензий на осуществление своей основной (коммерческой) деятельности, то следует отметить, что подобные затраты непосредственно связаны с их производственной деятельностью. Следовательно, в бухгалтерском учете они относятся на счет 26 "Общехозяйственные расходы", а в налоговом - принимаются в целях налогообложения (п.1 ст.264 части второй НК РФ).
В этой связи необходимо обратить внимание, что затратами по получению лицензии является не только непосредственная плата государственному (лицензирующему) органу. Организации могут нести и другие расходы, связанные с лицензированием (консультационные услуги, копировально - множительные работы, услуги нотариуса и т.п.). Причем такого рода расходы по получению лицензии относятся не к одному отчетному (налоговому) периоду, а ко всему сроку действия данной лицензии. Следовательно, на расходы организации (как для бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения) эти суммы должны относится равными частями, исходя из срока лицензии.
Таким образом, в учете предприятия все затраты, связанные с получением лицензии, отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов", с дальнейшим включением в состав расходов предприятия равными долями в течение срока действия полученной лицензии.
Рассмотрим подробнее такого рода ситуацию на условном примере.
Пример. Транспортная организация за осуществление деятельности по перевозке пассажиров оплатила лицензирующему органу 6000 руб. Кроме того, за копировально - множительные работы и услуги нотариуса по заверению копий учредительных документов организации для представления в лицензирующий орган было уплачено 300 руб.
Лицензия получена на срок 5 лет (60 месяцев).
В учете организации данные операции будут отражены следующими проводками:
1) дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 51 "Расчетные счета" (50 "Касса") - 6300 руб. (6000 руб. + 300 руб.) - произведены расходы в целях получения лицензии (числятся на этом счете до фактического получения лицензии);
2) дебет счета 97 кредит счета 76 - 6300 руб. - затраты по получению лицензии отнесены на расходы будущих периодов (после фактической выдачи лицензии);
3) дебет счета 26 кредит счета 97 - 105 руб. (6300 руб. : 60 мес.) - затраты, связанные с получением лицензии, ежемесячно относятся на расходы организации.
Подписано в печать Консалтинговое агентство
09.08.2002 "Советник"
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 9

...Предприятие использует микроавтобус для перевозки рабочих. В соответствии с Законом n 128-ФЗ деятельность для собственных нужд не подлежит лицензированию. Однако Положением о лицензировании перевозок автотранспортом, утвержденным Постановлением n 295, определено, что организация в любом случае должна иметь лицензию на перевозки. Как поступить в данном случае?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также