Может ли предприятие, имеющее на балансе автотранспортные средства, списывать бензин по своим нормативам или необходимо обязательно применять Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России 18 февраля 1997 г.?

На расходы предприятие может относить всю стоимость израсходованных ГСМ. Однако для целей налогообложения списание ГСМ (бензина, масел и т.п.) производится по специальным Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденным Минтрансом России 18 февраля 1997 г. (далее по тексту - Нормы расходы ГСМ). Несмотря на то что данный акт является отраслевым (то есть утвержден министерством для своих предприятий), его действие распространяется на все организации независимо от отраслевой принадлежности и организационно - правовой формы, имеющие на балансе автотранспортные средства. Данное требование зафиксировано Письмами Госналогслужбы России от 26 января 1998 г. N 21-0-06/32 без названия и МНС России от 21 января 2002 г. N ВБ-6-17/56 "О продлении срока действия нормативного документа".
Таким образом, в целях достоверного списания ГСМ на затраты организации должны четко отслеживать расход топлива и смазочных материалов за отчетный период. Такого рода данные бухгалтерия может получать только из путевых листов. Обязательность применения этого документа отражена в действующей редакции Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, а также в Постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1977 г. N 78, которым утверждены Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте (9 форм путевых листов) и по учету работ строительных машин и механизмов (7 форм).
В соответствии с порядком, установленным Нормами расхода ГСМ, нормативный расход топлива и смазочных материалов рассчитывается исходя из пробега автотранспортного средства. Например, для автобусов такой норматив определяется следующим образом (п.1.2 Норм расхода ГСМ):
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Нот х T,
где Qн - нормативный расход топлива (в литрах или кубических метрах);
Нs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса (литров на 100 километров или кубических метров на 100 километров);
S - пробег автобуса (в километрах);
Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей (литров в час) (если при работе автобуса в зимнее время используются штатные отопители);
Т - время работы автобуса с включенным отопителем (часы);
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Поправочные коэффициенты (в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы) учитывают различные дорожно - транспортные (количество жителей населенного пункта, где эксплуатируется автобус, состояние дорожного покрытия), климатические (работа в зимний период, в местностях, расположенных над уровнем моря) и другие эксплуатационные факторы (при движении в колоннах, пробег после капитального ремонта и др.). Такие коэффициенты указаны в п.1 Норм расхода ГСМ.
Рассмотрим порядок определения норм расхода топлива на условном примере.
Пример. Организация имеет на балансе микроавтобус ГАЗ-221400 "Газель" (с двигателем ЗМЗ-4026.10 и 5-ступенчатой коробкой передач). Согласно Нормам расхода ГСМ, базовая норма расхода бензина на 100 километров пробега составляет 16,5 литров.
Пробег микроавтобуса за отчетный (летний) период составил 3000 километров (сумма пробега микроавтобуса по всем путевым листам). Поскольку работа автобуса осуществлялась в г. Москве (то есть в населенном пункте с населением более 2,5 миллиона человек), для расчета нормы расхода топлива применяется поправочный коэффициент 20 процентов. Других повышений или снижений норм расхода ГСМ нет.
Таким образом, норма расхода топлива за данный период составит:
0,01 х 16,5 х 3000 км х (1 + 0,01 х 20) = 594 л.
Фактически (на основании данных путевых листов и замера остатков бензина в баках машины) за отчетный период израсходован 601 литр топлива. Следовательно, в учете на расходы организации будет списана стоимость 601 литра топлива, а для целей налогообложения - только 594 литров.
При этом стоимость списанного бензина определяется одним из методов списания материально - производственных запасов, установленных учетной политикой организации. К примеру, для списания ГСМ это может быть способ оценки по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО). Причем данные методы применяются как для бухгалтерского учета величины списанных (отпущенных в производство) ГСМ, так и для целей налогообложения.
Аналогично приведенному выше примеру производится нормирование списания смазочных материалов.
Подписано в печать Консалтинговое агентство
09.08.2002 "Советник"
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 9

Облагаются ли единым социальным налогом выплаты работникам при вахтовом методе работ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также