Как учитываются суммовые разницы по доходам и расходам по обычным видам деятельности для целей бухгалтерского и налогового учета?

Для целей бухгалтерского учета суммовые разницы учитываются в порядке, установленном ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
В соответствии с п.6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Величина поступления определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
Таким образом, суммовая разница по доходам от обычных видов деятельности относится на увеличение или уменьшение этих доходов.
Пример 1. Согласно договору с покупателем стоимость реализуемой ему продукции составляет 1200 долл. США, в том числе НДС - 200 долл. США. Оплата осуществляется в рублях по курсу Центробанка РФ. Себестоимость отгруженной продукции - 25 000 руб.
Курс доллара США на момент отгрузки продукции составлял 31 руб. за доллар; на момент поступления оплаты от покупателя - 31,50 руб. за доллар.
В учете организации будут оформлены проводки:
1) отгрузка продукции покупателю:
дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка" - на сумму выручки от продажи продукции - 37 200 руб. (1200 долл. США х 31 руб.);
дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму налога на добавленную стоимость - 6200 руб.;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 43 "Готовая продукция" - на сумму себестоимости отгруженной продукции - 25 000 руб.;
2) оплата продукции покупателем:
дебет счета 51 "Расчетные счета" кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших в счет оплаты отгруженной продукции, - 37 800 руб. (1200 долл. США х 31,50 руб.);
дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" - на суммовую разницу - 600 руб. (37 800 - 37 200);
дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 - на суммовую разницу - 100 руб. (600 х 16,67%);
3) финансовый результат от реализации продукции:
дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от реализации продукции - 6500 руб.
Согласно п.6 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
Таким образом, суммовая разница по расходам от обычных видов деятельности относится на увеличение или уменьшение этих расходов.
Пример 2. Организация арендует производственное помещение. Арендная плата составляет 600 долл. США, в том числе НДС - 100 долл. Оплата аренды осуществляется в рублях ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца.
Счет на оплату аренды за август поступил в организацию 31 июля; курс доллара США на эту дату - 31 руб. Оплата произведена 16 августа; курс доллара на дату оплаты - 31,50 руб.
В учете организации будут оформлены проводки:
1) в июле:
дебет счета 20 "Основное производство" кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму арендной платы (без налога на добавленную стоимость) - 15 500 руб. (500 долл. США х 31 руб.);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - на сумму налога на добавленную стоимость - 3100 руб. (100 долл. США х 31 руб.);
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 20 - на сумму арендной платы - 15 500 руб.;
2) в августе:
дебет счета 60 кредит счета 51 - на сумму денежных средств, перечисленных в счет оплаты аренды, - 18 900 руб. (600 долл. США х 31,50 руб.);
дебет счета 20 кредит счета 60 - на суммовую разницу - 250 руб. (500 долл. США х 0,5 руб.);
дебет счета 19 кредит счета 60 - на суммовую разницу - 50 руб. (100 долл. США х 0,5 руб.);
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 20 - на суммовую разницу - 250 руб.
Налоговый учет суммовых разниц существенно отличается от бухгалтерского.
Согласно п.11.1 ст.250 НК РФ доходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях, признаются внереализационными доходами. Расходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика в случае указанного несоответствия, признаются внереализационными расходами на основании пп.5.1 п.1 ст.265 НК РФ.
Следует иметь в виду, что согласно п.5 ст.273 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы кассовым методом, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.
Подписано в печать
09.08.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 9

Как в связи с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01, отразить в учете дооценку объекта основных средств, по которому ранее проводилась уценка, сумма которой была отнесена на счет учета операционных расходов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также