Каков порядок налогообложения доходов бюджетных образовательных учреждений, производимых за счет осуществления ими платных услуг, в 2002 г.?

Согласно п.3 ст.40 Федерального закона "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ, с изменениями по состоянию на 21.03.2002) образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Учитывая, что непредпринимательская деятельность образовательных учреждений осуществляется исключительно за счет бюджетного или иного целевого финансирования, объект налогообложения в результате этой деятельности не возникает. Наряду с указанной деятельностью бюджетные образовательные учреждения могут осуществлять и разрешенную им вышестоящими органами предпринимательскую деятельность по оказанию платных образовательных услуг и коммерческому использованию имеющихся на их балансе помещений. Порядок налогообложения данной деятельности образовательных учреждений в соответствии с действующим в 2002 г. законодательством Российской Федерации вызывает у учетных работников затруднения.
С одной стороны, с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ в связи с вступлением в силу гл.25 НК РФ отменена предусмотренная Законом от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для образовательных учреждений льгота, согласно которой при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уменьшалась на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. Поэтому в 2002 г. облагаемая база по налогу на прибыль образовательных учреждений должна формироваться на основании только фактически осуществленных в данном периоде затрат, подлежащих согласно требованиям гл.25 НК РФ включению в расчет налогооблагаемой базы.
С другой стороны, согласно ст.45 Закона "Об образовании" деятельность образовательных учреждений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, не относится к предпринимательской, а полученные в результате осуществления такой деятельности доходы подлежат реинвестированию в основную деятельность образовательного учреждения.
Порядок отражения в бухгалтерском учете образовательных учреждений операций реинвестирования расходов определен Приказом Минфина России от 10.07.2000 N 65н, внесшим изменения в приложенную к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях корреспонденцию субсчетов, в соответствии с которой реинвестирование расходов образовательного учреждения в его основную деятельность производится следующим образом.
Дебет 220, Кредит 200 - списаны фактические расходы по бюджету,
Дебет 178, Кредит 111 - погашена кредиторская задолженность,
Дебет 410, Кредит 220 - уменьшена прибыль на суммы фактически произведенных расходов на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса ежеквартально.
Представляется, что данная схема отражения реинвестирования расходов на осуществление платных услуг в основную деятельность образовательного учреждения не влияет на формирование облагаемой базы по налогу на прибыль, поскольку собранные на счете 220 затраты списываются на прибыль учреждения после налогообложения. Помимо этого, методически неправильной нам представляется запись: Дебет 220, Кредит 200, которая, в случае ее отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в предлагаемом виде, приводит к искажению исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (ф.1-1).
Кроме того, установленное Законом "Об образовании" требование о реинвестировании доходов от предпринимательской деятельности образовательных учреждений с учетом прекращения действия Закона N 2116-1 перестало быть положением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, поэтому не влечет за собой корректировок в формирование налогооблагаемой прибыли образовательных организаций.
Суммируя изложенное, следует признать, что в 2002 г. оснований для уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль за счет реинвестирования расходов образовательного учреждения на осуществление платных услуг в его основную деятельность нет. Кроме того, согласно п.3 ст.45 Закона "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Поэтому руководителям образовательных учреждений следует быть внимательными при формировании содержания оказываемых сторонним лицам платных образовательных услуг.
Единственной льготой по налогу на прибыль, действующей исключительно в отношении образовательных учреждений, в 2002 г. можно считать требования п.22 ст.251 НК РФ, согласно которому не учитывается при определении налоговой базы имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. При этом, например, в целях снижения рисков признания налоговыми органами неисключительного характера использования в образовательных целях имущества лечебных учреждений, используемого для обеспечения учебного процесса на закрепленных за ними кафедрах медицинских вузов, Минздрав России обязывает все подведомственные ему лечебные учреждения передать данное оборудование на баланс соответствующих образовательных медицинских учреждений.
Подписано в печать И.Гарнов
07.08.2002 Аудитор

ООО "А.И.Аудит - Сервис" "Финансовая газета", 2002, N 32

...Могут ли налоговые органы начислять пени за неуплату или несвоевременное внесение организациями в бюджеты арендной платы за полученное в аренду государственное или муниципальное имущество, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, и взыскивать с таких организаций арендную плату, дивиденды и пени в бесспорном порядке?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также