Относится ли на себестоимость реализованной алкогольной продукции в целях налогообложения стоимость идентификационных марок качества до вступления и после вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 n 118-ФЗ?

Абзацем 7 п.2 ст.193 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ) запрещалась реализация алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой.
При этом согласно ст.18 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" абз.7 п.2 ст.193 вводился в действие с 1 июня 2001 г.
Однако вскоре было издано Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2001 г. N 65-р "О разрешении реализовывать алкогольную продукцию, маркированную специальными марками и региональными идентификационными марками", произведенную на территории Российской Федерации, впредь до введения региональных специальных марок, предусмотренных Правилами изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1023, но не позднее чем до 1 июля 2001 г.
Таким образом, фактически Правительством РФ срок обращения идентификационных марок, введенных до этого различными субъектами Российской Федерации, был продлен на один месяц по сравнению со сроками, указанными в вышеназванном Федеральном законе от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ.
При этом обуславливалось, что предприятия - производители алкогольной продукции не вправе маркировать алкогольную продукцию региональными идентификационными марками, если в их регионах уже введены региональные специальные марки. То есть подразумевалась поэтапная отмена идентификационных марок.
Однако п.2 Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2001 г. N 747-р "О контроле за реализацией алкогольной продукции" указанное выше Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2001 г. N 65-р признано утратившим силу.
Таким образом, Правительство РФ подтвердило срок ввода региональных специальных марок - 1 июня 2001 г., установленный ранее Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, и одновременно - срок введения запрета на реализацию алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой.
Соответственно, отнесение на себестоимость реализованной алкогольной продукции в целях налогообложения стоимости идентификационных марок качества является правомерным до 1 июня 2001 г. После этой даты включать стоимость идентификационных марок качества в себестоимость продукции не следовало.
Проблема заключается в том, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2001 г. N 747-р было опубликовано в "Российской газете" только 2 июня 2001 г., что создало объективные трудности для предприятий - производителей алкогольной продукции по его применению, в том числе по маркировке алкогольной продукции исключительно федеральными и региональными специальными марками без нанесения на алкогольную продукцию идентификационных марок.
Далее принимается Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно данному Закону из п.2 ст.193 НК РФ исключается положение о запрете реализации алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой.
Однако согласно ст.2 данного Закона он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 9 августа 2001 г. Следовательно, он вступает в силу с 10 сентября 2001 г.
Предприятия - производители алкогольной продукции, которые начиная с 10 сентября 2001 г. стали маркировать выпускаемую алкогольную продукцию идентификационными марками качества, вновь получили право включать их стоимость в себестоимость выпускаемой продукции, поскольку запрет на нанесение иных (помимо федеральных и региональных специальных марок) был снят, а региональные положения о необходимости маркировки алкогольной продукции идентификационными марками продолжали действовать. Предприятия - производители снова могли объяснить необходимость их нанесения технологическими требованиями по обеспечению качества производимой алкогольной продукции.
Данное положение действовало до 30 декабря 2001 г., когда был опубликован Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ) маркировка иными, не предусмотренными Федеральным законом N 171-ФЗ марками не допускается.
При этом в указанной редакции Закона N 171-ФЗ предусмотрены федеральные специальные, региональные специальные марки для продукции, произведенной на территории России, и акцизные марки для импортной продукции, ввозимой на территорию России.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ он вступает в действие со дня опубликования.
Следовательно, начиная с 30 декабря 2001 г. предприятия - производители алкогольной продукции не вправе маркировать отгружаемую продукцию идентификационными марками и, значит, включать стоимость идентификационных марок в себестоимость своей продукции.
Подписано в печать М.Н.Михайлов
10.07.2002 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 7

Может ли быть расширен субъектом РФ перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также