Предприятие общественного питания практикует заключение договоров с контрагентами в условных денежных единицах или с предоставлением скидок. Как правильно организовать расчеты по суммам налога на добавленную стоимость?

В соответствии со ст.317 ГК РФ обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) могут оплачиваться в рублях, в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В последних случаях подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена законом или соглашением сторон.
Соответственно, если принятие к учету приобретенных товаров и их оплата производятся по различным курсам, то возникает разница, которая называется "суммовой".
Суммовые разницы, возникающие при приобретении товаров, корректируют стоимость товаров (уменьшают или увеличивают) в порядке, определенном п.6 ПБУ 5/01. При этом суммы налога на добавленную стоимость со стоимости возникающих суммовых разниц учитываются в общеустановленном порядке - при увеличении стоимости приобретенных товаров на возникающие суммовые разницы увеличивается сумма "входного" НДС, при уменьшении - уменьшается сумма "входного" НДС:
дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" - стоимость оплаченных товаров по курсу иностранной валюты или условной денежной единицы на дату платежа;
дебет счета 41 "Товары" кредит счета 60 - стоимость поступивших товаров по курсу иностранной валюты или у. е. на дату оприходования товара (без НДС);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - НДС со стоимости оприходованных товаров;
дебет счета 41 кредит счета 60 - на разницу в стоимости товаров в связи с увеличением курса иностранной валюты или у. е. на дату оприходования товара;
дебет счета 19 кредит счета 60 - на разницу сумм "входного" НДС в связи с увеличением курса иностранной валюты или у. е. на дату оприходования товара;
дебет счета 41 кредит счета 60 (сторно) - сторнирована разница в стоимости товаров, возникшая в связи с уменьшением курса иностранной валюты или у. е. на дату оприходования товара.
дебет счета 19 кредит счета 60 (сторно) - сторнирована разница сумм "входного" НДС со стоимости товаров, возникшая в связи с уменьшением курса иностранной валюты или у. е. на дату оприходования товара.
Так как в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), то на "суммовые" разницы организация - покупатель обязана истребовать от поставщика дополнительные счета - фактуры.
Предоставление скидок в соответствии с действующим законодательством (в частности, п.2 ст.424 ГК РФ) определяется условиями заключенного сторонами обязательства.
При предоставлении организации скидки на приобретаемые товары необходимо учитывать положения п.6.5 ПБУ 10/99, согласно которому величина оплаты и (или) кредиторской задолженности должна определяться с учетом всех предоставленных ей согласно договору скидок (накидок). На сумму скидки продавец оформляет дополнительные счета - фактуры.
В бухгалтерском учете предоставление организациям - покупателям скидок оформляется аналогично суммам положительных для организации суммовых разниц.
Пример. По договору с организацией - продавцом при приобретении товаров стоимостью свыше 1 000 000 руб. организации - покупателю предоставляется скидка в размере 10 процентов.
За отчетный период организацией приобретено товаров на сумму 720 000 руб. (в том числе НДС 20 процентов - 120 000 руб.), в связи с чем скидка не предоставляется:
дебет счета 41 кредит счета 60 - 600 000 руб. (720 000 руб. - 120 000 руб.) - стоимость приобретенных товаров (без НДС);
дебет счета 19 кредит счета 60 - 120 000 руб. - НДС со стоимости приобретенных товаров;
дебет счета 60 кредит счета 51 - 720 000 руб. - оплата стоимости приобретенных товаров;
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - 120 000 руб. - зачтены суммы "входного" НДС.
В следующем отчетном периоде приобретено товаров на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС 20 процентов - 100 000 руб.), в связи с чем организации предоставлена скидка по данной партии товара в 60 000 руб. (в том числе НДС 20 процентов - 10 000 руб.), и по первой партии товаров в сумме 72 000 руб. (в том числе НДС 20 процентов - 12 000 руб.).
В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
дебет счета 41 кредит счета 60 - 450 000 руб. (600 000 руб. - 100 000 руб. - (60 000 руб. - 10 000 руб.)) - стоимость товаров, поставленных в следующем отчетном периоде, с учетом предоставленной скидки;
дебет счета 19 кредит счета 60 - 90 000 руб. (100 000 руб. - 10 000 руб.) - НДС со стоимости товаров, приобретенных в следующем отчетном периоде, с учетом предоставленной скидки;
дебет счета 41 кредит счета 60 (сторно) - 60 000 руб. (72 000 руб. - 12 000 руб.) - скидка в стоимости товаров первой партии;
дебет счета 19 кредит счета 60 (сторно) - 12 000 руб. - скидка в части сумм "входного" НДС со стоимости товаров первой партии;
дебет счета 60 кредит счета 51 - 468 000 руб. (450 000 руб. + 90 000 руб. - 60 000 руб. - 12 000 руб.) - оплата стоимости приобретенных товаров с учетом предоставленной скидки;
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - 78 000 руб. (90 000 руб. - 12 000 руб.) - зачтены суммы "входного" НДС.
В случае если товары первой партии на дату предоставления скидки реализованы, корректируется себестоимость продаж - дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 41 (сторно).
Подписано в печать
18.06.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 7

За отчетный период торговая организация совершила несколько бартерных сделок. Однако определенные затруднения возникли с отражением сумм налога на добавленную стоимость по полученным и переданным товарам. В каком порядке следует организовать расчеты по суммам НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также