В чем отличие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности от общепринятой системы? Какие организации и в каком порядке могут перейти на такую систему налогообложения?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Субъектам малого предпринимательства предоставляется также право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Вместе с тем ст.1 вышеназванного Закона N 222-ФЗ наложены некоторые ограничения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Во-первых, для таких организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Во-вторых, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
При этом в соответствии с п.3 Приказа Минфина России от 15 апреля 1996 г. N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" понятие "таможенные платежи" означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами.
К платежам в государственные социальные внебюджетные фонды относятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости.
Организации, переходящие на упрощенную систему налогообложения, обязаны представлять территориальным исполнительным органам этих Фондов расчеты по указанным платежам, а также отчетность, установленную действующим законодательством, регулирующим взимание обязательных платежей в эти Фонды.
Кроме того, под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном ст.2 Закона N 222-ФЗ.
Так, согласно ст.2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Причем предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, только если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда (450 руб.), установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.
Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие Закона N 222-ФЗ, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.
Организациям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
- если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности (до 15 человек);
- если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
- если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Пунктом 5 ст.5 Закона N 222-ФЗ за налоговыми органами закреплена обязанность, в силу которой решение о переходе организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи такого заявления организацией.
При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации, ее местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.
Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
Следует обратить внимание на то, что на патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением условий, указанных в ст.5 Закона N 222-ФЗ, и наложением на организацию штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов РФ.
Необходимо также отметить, что вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла ее официальная регистрация.
В заключение следует сказать о том, что в соответствии с п.8 ст.5 Закона N 222-ФЗ отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Подписано в печать А.В.Борисов
10.06.2002 Советник налоговой службы

III ранга "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 6

Малое предприятие образовалось путем выделения из действующей организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства. Имеет ли такое предприятие право перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также