...На балансе предприятия числится гостиница. Здание гостиницы было переоборудовано. Согласно ПБУ 6/01 такого рода затраты должны быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости здания гостиницы с пересчетом ежемесячной суммы амортизации. Следует ли нам регистрировать изменение стоимости объекта недвижимости в органах юстиции?

В соответствии с действующим гражданским законодательством все сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации (ст.ст.131, 164 ГК РФ).
Общий порядок такой регистрации определен положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с последующими изменениями) (далее по тексту - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация указанных прав проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения данного недвижимого имущества юридического или физического лица (п.1 ст.9 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Причем такого рода регистрация прав подлежит обязательному отражению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - Единый государственный реестр).
Необходимо отметить, что в число информации (документов), необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, входят также документы, подтверждающие оценку (стоимость) данного имущества (ст.ст.16, 17 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Например, акты передачи прав, договоры на это имущество (сделки с ним) и т.п.
Однако подобные данные (о стоимости (оценке) недвижимого имущества) напрямую не находят отражения в структуре Единого государственного реестра (см. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (с изменениями от 23 декабря 1999 г.)).
Кроме того, в данном вопросе следует учитывать также мнение Конституционного Суда РФ, выраженное в его Определении от 5 июля 2001 г. N 132-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Ребау АГ" на нарушение конституционных прав и свобод, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 и пунктом 3 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации". Исходя из указанного Определения, государственная регистрация выступает лишь как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество. При этом она призвана только удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Однако она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность, и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Таким образом, подтверждается, что действующим законодательством не предусматривается повторная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае каких-либо изменений, не затрагивающих перехода или прекращения права собственности на данное имущество. Такие изменения подлежат отражению в специальном разделе Единого государственного реестра (Приложение N 9 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Однако и в этом случае к сведениям, заполняемым в данном разделе Единого государственного реестра, относятся, в частности, смена наименования юридического лица - собственника недвижимого имущество или его юридического адреса, уточнение площади объекта, изменения при незначительной реконструкции объекта и т.п. (п.67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Как уже говорилось, приведенными выше Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не предусматривается отражения в Едином государственном реестре оценочных (стоимостных) данных об объекте недвижимости.
Следовательно, предприятию не нужно предоставлять в органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, сведения об изменении первоначальной стоимости имущества (например, при переоценке, проводимой в соответствии с учетной политикой предприятия), право собственности на которое уже было ранее зарегистрировано.
Подписано в печать Консалтинговое агентство "Советник"

08.05.2002 "Консультант Бухгалтера", 2002, N 6

Подпадают ли под действие п.6 ст.170 НК РФ следующие операции: приобретение основных средств за счет целевого бюджетного финансирования; использование основных средств для производства товаров, работ, услуг, облагаемых и не облагаемых НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также