Каков порядок подтверждения среднемесячного заработка для определения расчетного пенсионного капитала в случае утраты документов о заработке работодателем?

В связи со вступившим в силу с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого впоследствии начисляется пенсия.
Расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственным (муниципальными) органами (п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
При обращении за назначением пенсии заявителя, работавшего после 1 января 1997 г. и не прошедшего регистрации в системе персонифицированного учета государственного пенсионного страхования, пенсия может быть начислена с учетом заработка и стажа за периоды до его регистрации в органах Пенсионного фонда.
Стаж работы за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой или другими документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями и предприятиями.
Такими документами являются справки о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам справки выдаются ее правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами.
Что касается пенсионеров, которым также производится оценка пенсионных прав в порядке, определенном ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то они имеют возможность представить документы об обстоятельствах, которые имели место до 1 января 2002 г. и влияют на увеличение размера пенсии. Применительно к нормам ст.19 указанного Федерального закона соответствующее заявление пенсионером должно быть представлено не позднее 1 апреля 2002 г. В случае представления таких документов в течение трех месяцев со дня обращения с соответствующим заявлением может быть произведено определение расчетного пенсионного капитала, а также установление пенсии с 1 января 2002 г.
При обращении пенсионеров по данному запросу после 1 апреля 2002 г. или при представлении пенсионером дополнительных документов по истечении названных сроков может быть произведен перерасчет размера трудовой пенсии с 1 числа месяца, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы (ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
В последнее время участились случаи обращения граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.
Пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены.
Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение (даже по косвенным признакам) индивидуального характера заработка является обязательным.
В этой связи Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации подготовили и направили в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, Письмо по определению среднемесячного заработка в случае утраты первичных документов о заработке работников в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Письмо от 27.11.2001 N N 8389-ЮЛ, ЛЧ-06-27/9704).
Указанное Письмо содержит рекомендации по организации работы по реализации гражданами права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, в случае утраты первичных документов о заработке. Суть рекомендаций состоит в том, чтобы помочь лицам, обращающимся за пенсией, установить индивидуальный характер заработка в таких случаях.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В данной ситуации следует обратить внимание на два момента.
Первое. Следует иметь в виду, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.1064) предусматривает возмещение вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, в полном объеме лицом, причинившим вред.
При утрате документов о заработке можно предположить, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка. Этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
Второе. В случае невозможности определить причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке исключения могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника, могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Следует отметить, что требования подтверждения (и по косвенным признакам в том числе) индивидуального характера заработка для целей пенсионного обеспечения сохраняются и в новом законодательстве.
При подтверждении среднемесячного заработка на основании косвенных документов в пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
Подписано в печать Специалисты
29.04.2002 Пенсионного фонда

Российской Федерации "Финансы", 2002, N 5

Должны ли регистрироваться в органах Пенсионного фонда граждане, обращающиеся за назначением пенсии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также