...Согласно договору белорусская фирма, не зарегистрированная в качестве налогоплательщика в РФ, выполняет для российской организации проектные работы для строительства объекта в РФ. Обязана ли российская организация как налоговый агент исчислить, удержать и перечислить в бюджет РФ НДС с суммы дохода, получаемого белорусской фирмой по данному договору?

Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что до 1 июля 2001 г. гл.21 и 22 части второй НК РФ применяются с учетом следующих особенностей. При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. При реализации указанных товаров на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй НК РФ.
Согласно Письму МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502@ Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что переход с 1 июля 2001 г. на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) не распространяется на Республику Беларусь. Таким образом, с 1 июля 2001 г. во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется существовавший до 1 июля 2001 г. порядок взимания НДС и акцизов, предусмотренный ст.13 Закона N 118-ФЗ (ст.13 этого Закона регламентирует налогообложение операций, связанных с реализацией товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Российской Федерации).
В соответствии со ст.146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Согласно пп.4 п.1 ст.148 НК РФ в целях гл.21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации в том случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при оказании в числе прочих инжиниринговых услуг. К таким услугам относятся инженерно - консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико - экономических обоснований, проектно - конструкторские разработки и др.).
Таким образом, выполнение белорусской фирмой, не зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, по договору с российским юридическим лицом проектных работ подлежит налогообложению на территории Российской Федерации, так как покупатель данных работ осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, или иные обязанности, установленные гл.21 НК РФ.
Подписано в печать М.Рытова
29.04.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 18

Одним из видов деятельности организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является комиссионная торговля за наличный расчет . Что является объектом налогообложения для таких организаций - сумма комиссионного вознаграждения или полная сумма реализованного товара?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также