Правомерно ли применение штрафных санкций по ст.119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган расчета отчислений платы за загрязнение окружающей природной среды?

Экологический налог предусмотрен пп.15 п.1 ст.13 НК РФ.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ст.13 вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая введена в действие только в части отдельных глав (гл.21 - 26) и в настоящее время продолжают действовать ст.ст.18 - 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.19 Закона РФ N 2118-1 платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" одним из видов платежей за пользование природными ресурсами.
В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам.
На вышеприведенных основаниях в настоящее время в Российской Федерации продолжает взиматься плата за загрязнение окружающей природной среды, а не экологический налог. При этом необходимо учитывать следующие положения.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Пунктом 1 ст.119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.
В соответствии с действующим Порядком, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Минфином России и Госналогслужбой России, природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют расчет налоговым органам в установленный срок.
Из содержания ст.80 НК РФ следует, что расчет отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды не может быть признан налоговой декларацией, в связи с чем ответственность, установленная п.1 ст.119 НК РФ, применяться не должна.
Подписано в печать Н.Н.Васькин
10.04.2002 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 4

Как уплачивают экологические платежи подразделения и филиалы предприятий, расположенных на отдельных от головного предприятия территориях и не являющихся юридическими лицами?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также