...Предприниматель приобрел в декабре 2000 г. по договору купли - продажи нежилое помещение под магазин. Регистрация права собственности данного помещения оформлена в декабре 2000 г. Возможно ли по помещению начислять амортизацию с 2001 г. со стоимости, указанной в договоре, если предприниматель начал использовать его как магазин уже в декабре 2000 г.?

Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента его передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 21 апреля 2001 г.) установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), разделы которого содержат записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав (ст.12).
Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним закон понимает юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п.23 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 21 марта 2001 г. N N 24н, БГ-3-08/419 (далее - Порядок), основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Согласно п.26 Порядка стоимость основных средств, приобретенных и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, погашается путем начисления амортизации. Основные средства амортизируются в течение срока их полезного использования.
Срок полезного использования определяется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
В соответствии с п.29 Порядка амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его использования.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Принятие покупателем объектов основных средств к учету осуществляется в соответствии со ст.556 ГК РФ на основании акта приемки - передачи, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях (п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).
Пунктом 46 названных Методических указаний предусмотрено, что объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся на праве собственности.
В связи с вышеизложенным объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, не может быть принят к учету в качестве объекта основных средств.
Таким образом, у индивидуальных предпринимателей для целей начисления амортизации на нежилые помещения основными моментами будут являться:
- наличие государственной регистрации, подтверждающей право собственности;
- акт приемки - передачи собственности;
- договор купли - продажи;
- документы об оплате по договору купли - продажи, в том числе с рассрочкой платежа.
Из вопроса следует, что индивидуальный предприниматель по договору купли - продажи в декабре 2000 г. приобрел нежилое помещение у организации. Регистрация права собственности данного объекта оформлена в соответствии с законодательством.
Таким образом, при наличии передаточного акта между предпринимателем и организацией по данному нежилому помещению и факта перехода этого помещения в собственность предпринимателя основания для принятия данного помещения на учет в качестве основного средства в декабре 2000 г. у предпринимателя есть.
Следовательно, амортизационные отчисления по основному средству (магазину) могут начисляться предпринимателем с 1 января 2001 г., т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала его использования (декабрем 2000 г.), исходя из стоимости нежилого помещения, указанной в договоре купли - продажи, независимо от рассрочки платежа.
Подписано в печать Е.А.Глазунова
10.04.2002 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 4

Гражданин России два года отработал в Канаде по трудовому контракту с канадской фирмой и в 2001 г. вернулся в Россию. Подлежат ли налогообложению в Российской Федерации доходы, полученные им в Канаде, если у такого гражданина имеется документ, подтверждающий, что все налоги с такого дохода удержаны в Канаде?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также