Должно ли предприятие использовать ККМ при расчете с физическими лицами за принятый от них металлолом?

Статьей 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять ККМ. Денежные расчеты с населением без применения ККМ допускаются только в отношении отдельной категории предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
В пп."м" п.2 указанного Перечня определено, что предприятия могут не использовать ККМ при расчетах с населением при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома. Следовательно, при приеме от населения металлолома ККМ должна применяться.
Однако, на наш взгляд, применение ККМ при расчетах с физическими лицами за принятый от них металлолом обязательным все же не является. Данный вывод основывается на следующем.
Исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги. А правоотношения по выдаче денежных сумм населению данным Законом не регулируются. Это в полной мере подтверждается Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745) (в ред. от 02.12.2000), о выдаче покупателю (клиенту) чека, об одновременной выдаче чека и товара (оказании услуги), о денежных расчетах с покупателями, а также сложившейся судебной практикой (п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", п.1 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2001 N 88-О).
Пункт приема металлолома не получает от населения плату, а наоборот, сам выступает в качестве покупателя товара. Следовательно, на расчеты между организацией, осуществляющей прием металлолома у населения, и физическими лицами требования Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" не распространяются.
Данный вывод подтверждается отдельными судебными решениями федеральных арбитражных судов ряда регионов РФ (см. Постановления ФАС Северо - Западного округа от 04.12.2000 N А56-21849/00, от 28.02.2000 N А26-3211/99-02-06/181, ФАС Восточно - Сибирского округа от 27.06.2000 N А33-933/00/Ф02-1166/00-С1).
В заключение отметим, что Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 является подзаконным актом, принятым во исполнение Закона РФ "О применении ККМ...". Оно не может изменять или дополнять положения Закона, во исполнение которого принято. Обязательное применение ККМ при осуществлении расчетов с населением за приобретенный металлолом Законом не предусмотрено. Соответственно не может устанавливать подобную обязанность и любой иной принятый на его основе подзаконный акт, в том числе и указанное выше Постановление Правительства.
Подписано в печать В.Мешалкин

10.04.2002 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 4

Если одновременно с консолидацией простых акций в 2001 г. проводилась консолидация привилегированных акций, должны ли были участвовать в голосовании, касающемся привилегированных акций, владельцы последних?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также