Можно ли списать представительские расходы за счет собственных средств предприятия, если не имеется подтверждающих первичных документов, и как это правильно оформить?

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания (п.п.1, 4 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Создание первичных учетных документов, установление порядка и сроков передачи их для отражения в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота (п.15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
При отсутствии первичного учетного документа хозяйственная операция не может быть отражена в бухгалтерском учете. В этой связи у предприятия для отражения операции в бухгалтерском учете при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы (платежные поручения, чеки ККМ и пр.), возникает необходимость в восстановлении или дооформлении утраченных или неоформленных первичных учетных документов. Кроме того, следует заметить, что порядок отражения расходов предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности установлен Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, которым предполагается подразделение их на расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные расходы (п.4 ПБУ 10/99).
Отражение произведенных расходов предприятия (за исключением перечисленных в п.3 ПБУ 10/99) за счет иных источников финансирования, в том числе за счет собственных средств предприятия, данное ПБУ не предусматривает. Средства нераспределенной прибыли организации могут быть направлены только на выплату доходов учредителям (участникам) организации, отчисления в резервные фонды организации и на покрытие убытков прошлых лет.
Порядок отнесения расходов к числу представительских для отражения в бухгалтерском учете и порядок отнесения расходов, принимаемых для целей налогообложения, не всегда совпадают.
При составлении бухгалтерской отчетности к числу представительских расходов относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников) других организаций, их транспортным обеспечением, посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации (п.1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров, утвержденных Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н).
Для отражения перечисленных расходов в бухгалтерском учете в первичных учетных документах должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и их величина (п.1 Норм и нормативов).
При соблюдении всех этих условий представительские расходы включаются в состав расходов предприятия по обычным видам деятельности (п.п.5 - 8 ПБУ 10/99) и отражаются по счету 26 "Общехозяйственные расходы" с последующим их списанием на счет 20 "Основное производство" или счет 90 "Продажи" (в зависимости от принятого на предприятии способа признания управленческих расходов) (п.9 ПБУ 10/99, п.65 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н).
Из числа перечисленных расходов расходы предприятия, связанные с организацией развлечений, отдыха представителей других организаций, а также расходы по оплате услуг переводчиков и буфетного обслуживания при проведении этих мероприятий для целей налогообложения не принимаются. Все остальные из перечисленных расходов могут приниматься при исчислении налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п.2 ст.264 НК РФ, пп.22 п.1 ст.264 НК РФ), при условии документального подтверждения этих расходов, оформленных в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.252 НК РФ).
Подписано в печать М.Бойкова

10.04.2002 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 4

...Предприятие оказывает ряд услуг, доходы от которых составляют незначительную долю в общем объеме доходов. Доходы от основного вида деятельности учитываются по счету 90, а от оказания прочих услуг - по счету 91. Некоторые расходы, которые возникают у предприятия, относятся как к тем, так и к другим доходам. Следует ли эти расходы относить к обоим видам доходов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также