...Обязаны ли налоговые агенты представлять сведения о выплаченных доходах предпринимателям за приобретенные товары и оказанные услуги в 1999 - 2000 гг.? Правомерны ли требования налоговой инспекции о наложении штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ со ссылкой на п.1 ст.126 НК РФ? Какие изменения произошли после введения гл.23 НК РФ?

До вступления в силу гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ (т.е. до 1 января 2001 г.) налогообложение физических лиц осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и частью первой НК РФ. Статьей 20 указанного Закона была определена обязанность физических лиц, предприятий, учреждений и организаций, являющихся источником дохода, по исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц, а также по представлению налоговым органам сведений о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном этим Законом. Лица, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей, при получении от организаций доходов к обложению подоходным налогом не привлекались. Они уплачивали налог на основании извещений на уплату налога, предъявленных им налоговым органом. Это не освобождало предприятия и организации от необходимости сообщать налоговым органам о том, когда, за что и в какой сумме выплачен доход предпринимателям. При отсутствии у физических лиц свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налог удерживался у источника выплаты в общеустановленном порядке.
До введения в действие части первой НК РФ ответственность налогового агента за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о доходах физических лиц не была установлена. Вместе с тем п.12 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам было предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении отчетов, балансов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. С введением в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ в случае непредставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц, в том числе о доходах индивидуальных предпринимателей, соответствующие организации подлежали привлечению к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ). При применении к налоговым агентам ответственности, установленной указанной статьей, необходимо учитывать, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган (на бумажном или магнитном носителе).
С начала 2001 г. с введением в действие гл.23 НК РФ изменен порядок представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, суммах начисленных и удержанных налогов. В частности, ст.230 Кодекса определено, что в налоговые органы не представляются сведения о выплаченных доходах (по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год") индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Следовательно, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, выплаченных физическим лицам за приобретенные у них товары, только в том случае, если они не предъявили документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей. При непредставлении индивидуальными предпринимателями названных документов у налогового агента не имеется оснований считать, что данное физическое лицо, у которого он приобрел товар, является предпринимателем, а следовательно, в данном случае налоговый агент должен исчислить, удержать налог при фактической выплате за счет любых денежных средств и уплатить сумму налога в бюджет. С учетом изложенного при непредставлении налоговым агентом в установленный срок предусмотренных ст.230 НК РФ сведений применение к налоговым агентам ответственности, установленной ст.126 Кодекса, правомерно.
Таким образом, действия налоговых органов о наложении штрафа за непредставление сведений в 1999 - 2000 гг. о доходах предпринимателей являются правомерными. Начиная с 2001 г. такие сведения налоговыми агентами в налоговые органы не представляются при наличии у данных лиц документов, подтверждающих их государственную регистрацию и постановку на учет в налоговых органах.
Подписано в печать Г.Вафина
10.04.2002 Минфин России
"Финансовая газета", 2002, N 15

Восстанавливается ли НДС, взятый в зачет при расчетах с бюджетом, на сумму, приходящуюся на остаточную стоимость выбывающих основных средств?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также