В связи с тем что налоговый учет и бухгалтерский учет расходятся, где в настоящее время следует хранить первичные документы: как приложение к регистрам налогового учета или к регистрам бухгалтерского учета?

На законодательном уровне этот вопрос однозначно не решен, то есть в НК РФ (в частности, в гл.25) нет указания на то, где и каким образом должны храниться первичные документы, служащие основанием для оформления в учете хозяйственных операций. Возможно, это будет сделано в уточненной редакции гл.25 НК РФ (принятие соответствующего федерального закона ожидается в апреле - мае 2002 г.).
Исходя из других требований законодательных нормативных актов, можно заключить, что первичные документы должны подшиваться в делах бухгалтерской службы в качестве приложений к регистрам бухгалтерского учета. Поясним это.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В соответствии с п.1 ст.17 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Требования по организации хранения первичных учетных документов детализированы в отдельном разделе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
В связи с введением в действие гл.25 НК РФ изменения в законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок хранения документов, не вносились. Следовательно, можно считать, что порядок хранения первичных бухгалтерских документов остался прежним.
В соответствии со ст.313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Из приведенных цитат можно сделать следующие выводы:
- налоговое законодательство предполагает детализацию и группировку учетных данных порядком, отличным от принятых в бухгалтерском учете;
- в качестве одного из основных видов первичных документов для налогового учета устанавливается бухгалтерская справка;
- отчетный период для целей налогообложения и для целей финансового (бухгалтерского) учета различаются: для исчисления налогов данные должны обобщаться не реже, чем раз в квартал, для целей бухгалтерского (и управленческого) учета - не реже чем ежемесячно.
Кроме того, следует подчеркнуть, что основной целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, а исчисление и уплата налогов являются операциями, сопутствующими предпринимательской деятельности. Таким образом, налоговый учет представляется вторичным по отношению к бухгалтерскому.
Следовательно, первичные учетные документы должны, как и ранее, храниться вместе с регистрами бухгалтерского учета, а вместе с регистрами налогового учета должны храниться сводные документы (бухгалтерские справки) и, в необходимых случаях, копии первичных документов. В последнем случае на копии документа целесообразно указывать том и страницу, где подшит оригинал.
Подписано в печать
08.04.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 5

Строительный трест осуществляет строительство жилого дома. По данному объекту трест одновременно является заказчиком и подрядчиком. Строительство ведется на средства дольщиков. Допускается ли в данном случае предъявление сумм НДС по стоимости строительно - монтажных работ к налоговым вычетам или сумма налога должна быть включена в инвентарную стоимость строящегося дома?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также