Как изменился порядок уплаты НДС для субъектов малого предпринимательства с 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй НК РФ?

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ (в ред. от 31.07.1998) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно - технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Согласно ст.9 Закона N 88-ФЗ порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Статьей 143 НК РФ установлен круг плательщиков НДС, в который входят как организации, так и индивидуальные предприниматели. Обязанность по уплате НДС в соответствии с гл.21 НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", также являются плательщиками НДС. Статьей 1 этого Закона для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Не являются плательщиками налога согласно п.2 ст.1 Закона N 222-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст.161 НК РФ, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, т.е. выполняют обязанности налогового агента). Не являются также плательщиками налога согласно ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ст.161 НК РФ, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, т.е. выполняют обязанности налогового агента).
Указанные организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности - по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета - фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности.
Индивидуальным предпринимателям, являющимся с 1 января 2001 г. плательщиками налога, необходимо учитывать, что налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным (принятым к учету) и оплаченным после 1 января 2001 г. при наличии счетов - фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя. Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 г., к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости. Следует отметить, что налог по товарно - материальным ценностям производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо организациями - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход, или организация - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
Статьей 145 НК РФ установлено право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Законом N 222-ФЗ. Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика представляются в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по НДС) заявление на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, документы и сведения, утвержденные Приказом МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23.
Организации представляют:
налоговые декларации по НДС за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии;
выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг);
выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности;
книгу продаж;
журнал полученных и выставленных счетов - фактур;
справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов.
Индивидуальные предприниматели представляют:
налоговые декларации по НДС за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии;
документы, подтверждающие сумму выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг);
документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности;
журнал полученных и выставленных счетов - фактур;
книгу продаж;
книгу доходов и расходов;
справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов.
При проведении проверки налоговый орган вправе истребовать другие документы и сведения, которые необходимы при проведении налогового контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 г. на основании данных о его деятельности за январь - март 2001 г. При этом освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога не освобождает от обязанностей по представлению налоговой декларации, а также обязанностей налогового агента.
Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению НДС, перечень объектов реализации (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, освобождаемых от уплаты НДС. Кроме того, не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Реализация указанных услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются указанные нормы, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с МНС России. Указанный перечень иностранных государств утвержден совместным Приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386.
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Установленные в ст.149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на деятельность, лицензируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации. Освобождение от обложения НДС не применяется при предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.
Подписано в печать Л.Панина
03.04.2002 Советник налоговой службы

I ранга "Финансовая газета", 2002, N 14

...Организация оказывает услуги сотовой связи с учетом соглашения о национальном роуминге, заключенного с другими операторами сотовой связи. Каков порядок обложения в 2000 - 2002 гг. услуг, оказываемых различными операторами связи, налогом на пользователей автодорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также