О получении предварительного освобождения от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации.

До 01.01.2002 предварительное освобождение от налогообложения осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в порядке, установленном Инструкцией Госналогслужбы России "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16.06.1995 N 34 (далее - Инструкция N 34). Согласно положениям Инструкции N 34 для неудержания налога у источника выплаты иностранная организация должна была представить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013DT. После рассмотрения и проверки достоверности заявленных сведений налоговый орган давал разрешение на неудержание налога у источника выплаты.
1 января 2002 г. Закон, во исполнение которого издана Инструкция N 34, за исключением отдельных норм, утратил силу. С 01.01.2002 исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с положениями гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Введенная в действие глава Налогового кодекса предусматривает несколько иной порядок освобождения от налогообложения доходов иностранной организации из источников в Российской Федерации, нежели существовавший ранее.
Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производится (производится по пониженной ставке) при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения (далее - Подтверждение), удостоверяющего факт того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила соглашение об избежании двойного налогообложения (п.1 ст.312 Налогового кодекса). Подтверждение подлежит заверению в компетентном органе соответствующего иностранного государства (удостоверением подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее Подтверждение, а также подлинности печати или штампа, которым оно скреплено, может являться апостиль - ст.3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961).
Надлежащим образом оформленное Подтверждение должно быть получено налоговым агентом до даты выплаты дохода иностранной организации (абз.2 п.1 ст.312 Налогового кодекса).
Полагаем необходимым также обратить внимание налоговых агентов на тот факт, что во многих международных договорах Российской Федерации об избежании двойного налогообложения установлена дифференцированная (в зависимости от суммы, которую иностранная компания прямо вложила в капитал российской компании) ставка налога на доходы от дивидендов. При удержании с иностранной компании налога по наиболее низкой из установленных международным договором ставке налоговый агент должен иметь документальное подтверждение объема вложенных в российскую компанию средств.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что положениями гл.25 Налогового кодекса порядок получения в налоговом органе предварительного освобождения от налогообложения доходов иностранной организации у источника выплаты не предусмотрен. В связи с этим ответственность за правильность исчисления, удержания и перечисления налога полностью возлагается на налогового агента.
На налоговый орган возложена обязанность проверять информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период, представляемую налоговым агентом согласно п.4 ст.310 Налогового кодекса, то есть налоговый орган осуществляет последующий контроль за исполнением налоговым агентом своих обязанностей.
Наряду с этим при проверке правильности и своевременности исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом в бюджет соответствующего налога налоговый орган вправе проверить документы и сведения, на основании которых налоговым агентом было принято решение о полном освобождении от налогообложения или о налогообложении по пониженной ставке (указанное право налогового органа корреспондирует с обязанностью налогового агента, возложенной на него в соответствии с пп.4 п.3 ст.24 Кодекса).
Учитывая изложенное, сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах получение предварительного освобождения от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации в налоговых органах не требуется.
11.03.2002 А.В.Ефимов
"Интернет-сайт МНС России", 2002

О взыскании пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также