...В муниципальное образование г. Лабытнанги входит поселок Харп, в котором находится АЗС. На противоположном берегу реки Оби, через которую существует круглосуточная переправа , действуют пять АЗС трех различных фирм. Является ли ОАО монополистом на рынке розничной продажи нефтепродуктов через стационарные АЗС в г. Лабытнанги?

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. изменений) под монополистом следует понимать хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под которой, в свою очередь, понимается состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Под товарным рынком Федеральный закон N 147-ФЗ, ссылаясь на Закон РФ от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. изменений и дополнений), понимает сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Порядок определения границ товарных рынков в настоящее время регулируется Приказом Государственного комитета по антимонополистической деятельности РФ от 20.12.1996 N 169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках" (в ред. изменений).
Для установления того факта, является ли продавец монополистом на какой-то отдельной территории, необходимо определить:
продуктовые границы товарного рынка;
субъекты товарного рынка (количество и состав продавцов и покупателей);
географические границы товарного рынка;
объем товарного ресурса рынка;
долю хозяйствующего субъекта на рынке;
количественные показатели структуры товарного рынка;
качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа);
рыночный потенциал хозяйствующего субъекта.
В том случае, если на отдельно взятой территории организация является единственными поставщиком ГСМ, а покупатели действительно имеют возможность воспользоваться приобрести ГСМ на другой территории только в течение ограниченного периода времени (1 - 2 месяца в году) без значительных расходов на транспортировку (т.е. в совокупности с транспортными расходами стоимость ГСМ не должна превышать цену ГСМ по месту нахождения покупателей), то такой товарный рынок может быть признан географически отдельным с признанием продавца монополистом.
Вместе с этим следует отметить, что данный вопрос должен быть более подробно рассмотрен самой организацией с использованием материалов Приказа ГКАП России от 20.12.1996 N 169.
Подписано в печать
11.03.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 4

Московское промышленное предприятие использует для производственных нужд подземные воды из артезианского источника. Должно ли оно производить начисление и уплату налога на добычу полезных ископаемых?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также