Обязательна ли маркировка региональными специальными марками алкогольной продукции, в частности остатков алкогольной продукции, не реализованных до 1 сентября 2001 г.?

В соответствии с п.2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1023 (в ред. последующих изменений и дополнений), маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива.
Вместе с тем данное Постановление не определяет порядок реализации алкогольной продукции, произведенной до введения в действие системы акцизных складов. В связи с этим Правительством РФ было издано Распоряжение от 29 мая 2001 г. N 747-р, согласно которому была разрешена реализация на территории Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. остатков алкогольной продукции без региональных специальных марок в объемах, установленных при проведении инвентаризации алкогольной продукции по состоянию на 1 июня 2001 г.
Однако вначале Решением Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N ГКПИ 01-1348 данное Распоряжение Правительства РФ в части разрешения реализации на территории Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. остатков алкогольной продукции (не маркированной региональными специальными марками по состоянию на 1 июня 2001 г.) в объемах, установленных при проведении инвентаризации, было признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", т.е. с 10 сентября 2001 г.
Однако затем, после кассации, поданной Правительством РФ, Определением Верховного Суда РФ от 20 ноября 2001 г. N КАС 01-427 было отменено вышеназванное Решение Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N ГКПИ 01-1348.
Таким образом, в конечном итоге Верховный Суд РФ признал правомерность Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2001 г. N 747-р, разрешившего реализовывать не маркированную региональными специальными марками алкогольную продукцию до 1 сентября 2001 г. и фактически запретившего ее реализацию после этой даты.
При вынесении Решения от 2 октября 2001 г. Верховный Суд РФ руководствовался ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой наряду с установленными ограничениями иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. При этом учитывалось изменение ст.193 НК РФ, внесенное Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ, который исключил из данной статьи НК РФ указание на запрет реализации алкогольной продукции без маркировки ее региональными специальными марками.
В результате часть Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2001 г. N 747-р, разрешающая реализацию на территории Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. остатков алкогольной продукции в объемах, установленных при проведении инвентаризации, была признана недействующей и не подлежащей применению с 10 сентября 2001 г. - с даты вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ, который внес изменения в ст.193 НК РФ.
Но данное Решение Верховного Суда РФ было отменено Кассационной коллегией этого Суда. Основанием для отмены Решения стало наличие в п.2 ст.12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" нормы, предусматривающей обязательную маркировку алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции (за исключением экспортной) марками акцизного сбора или специальными марками. Этой же статьей указанного Закона предусматривается, что Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки. При этом запрет на реализацию алкогольной продукции без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками предусмотрен п.1 ст.26 этого же Федерального закона.
Таким образом, в конечном итоге Верховный Суд РФ пришел к выводу, что Правительство РФ имело право ограничить оборот алкогольной продукции без региональных специальных марок, разрешив ее реализацию до 1 сентября 2001 г.
Сказанное не означает, что предприятия оптовой или розничной торговли утеряли право на реализацию остатков алкогольной продукции без региональных специальных марок, закупленной ими до 1 сентября 2001 г. Данные организации могут закупить региональные специальные марки непосредственно в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации. Проинвентаризированные по состоянию на 1 сентября 2001 г. остатки алкогольной продукции у предприятий оптовой торговли, не имеющих статуса акцизного склада, в розничной сети и на предприятиях общественного питания могут быть маркированы специальными региональными марками. Оплаты авансового платежа по акцизу при покупке региональных специальных марок при этом не требуется. Остатки алкогольной продукции при реализации оптовыми организациями, осуществляющими деятельность без учреждения акцизного склада, а также в розничной торговле и общественном питании, маркируются владельцами указанной продукции региональными специальными марками.
Для получения марок территориальные налоговые инспекции направляют в Управление МНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации заявку с указанием количества марок и штрих - кода на каждую партию алкогольной продукции и с приложением заявления организации (индивидуального частного предпринимателя) и документа, свидетельствующего об оплате организацией (индивидуальным частным предпринимателем) стоимости марок.
Штрих - код при маркировке продукции указанными организациями должен отражать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации - производителя маркируемой алкогольной продукции и владельца маркируемой продукции. Нанесение штрих - кода осуществляется в управлении МНС России, в котором эти марки были выданы, а в случае отсутствия такой возможности - по согласованию с организацией, учредившей акцизный склад, на акцизном складе, находящемся на территории субъекта Российской Федерации по месту маркировки продукции.
Подписано в печать М.Н.Михайлов
10.03.2002 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2002, N 3

Должна ли алкогольная продукция крепостью до 9% иметь региональные специальные марки?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также