...Контракт с новозеландской компанией заключен в долларах США и новозеландских долларах. Подлежит ли обязательной продаже часть валютной выручки, номинированная в новозеландских долларах, поступающая для оплаты услуг местных субподрядчиков? Если да, можно ли осуществить продажу той части выручки, которая поступает в долларах США, если она превышает 50% общей выручки?

В настоящее время общее требование об обязательной продаже 50% экспортной валютной выручки через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ установлено п.5 ст.6 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
Появление данной нормы в Законе о валютном регулировании обусловлено вступлением в силу с 10 августа 2001 г. Федерального закона от 08.08.2001 N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" (далее - Закон N 130-ФЗ), которым указанное требование было впервые включено в текст базового законодательного акта, регламентирующего вопросы валютных отношений на территории России.
До этого рассматриваемое положение содержалось в п.1 ст.18 Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (далее - Закон N 192-ФЗ) и в п.2 Указа Президента РФ от 14.06.1992 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (далее - Указ N 629).
Таким образом, согласно п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем российском валютном рынке в течение семи календарных дней со дня поступления указанной выручки экспортеру.
При этом в том же п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании определяется, что порядок поступления выручки экспортерами устанавливается ЦБ РФ, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ - Президентом РФ. В этой связи именно Президент РФ должен определить ту систему, в соответствии с которой должна происходить продажа выручки, получаемой экспортерами товаров (работ, услуг).
Между тем согласно п.1 ст.18 Закона N 192-ФЗ и ч.1 п.2 Указа N 629 полномочия по установлению порядка обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ предоставлены Центральному банку РФ.
В этой связи ЦБ РФ, руководствуясь нормами Указа N 629, Приказом от 29.12.1992 N 02-104А утвердил Инструкцию от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
В преамбуле к Инструкции N 7 сказано, что установленный в ней порядок распространяется на обязательную продажу части экспортной выручки в свободно конвертируемых валютах. Виды свободно конвертируемых валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные российские банки, для целей применения данной Инструкции приведены там же. К валютам, причисляемым к свободно конвертируемым, новозеландский доллар не относится.
Более того, в другом документе ЦБ РФ, а именно в ч.2 п.9 Положения о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (утверждено ЦБ РФ 16.06.1999 N 77-П), установлено, что реализация валютной выручки производится исключительно в долларах США или в евро, причем Банк России устанавливает значения предельно возможных отклонений валютного курса на Единой торговой сессии. При этом также установлено, что валютная выручка, подлежащая обязательной продаже, полученная в иной иностранной валюте, конвертируется уполномоченным банком в доллары США или в евро по согласованному с резидентом - экспортером курсу и затем продается на Единой торговой сессии в общеустановленном порядке.
Между тем, на наш взгляд, возникающая коллизия положений различных нормативных правовых актов вовсе не означает, что выручка, полученная от экспорта услуг в иностранной валюте, не причисляемой ЦБ РФ к свободно конвертируемой валюте, не должна продаваться на внутреннем валютном рынке страны, поскольку п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании обязывает экспортеров продавать 50% валютной выручки независимо от того, выражена она в СКВ или нет.
Более того, ни в одном из актов Президента РФ, которому Законом о валютном регулировании (базовым законодательным актом, регулирующим валютные операции и валютное обращение на территории РФ) предоставлены полномочия по установлению порядка обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные российские банки, не установлено подобных ограничений, что также свидетельствует об отсутствии у организации достаточных законных оснований для того, чтобы не продавать 50% от всей суммы выручки (как в долларах США, так и в новозеландских долларах), получаемой от оказания экспортных инжиниринговых услуг, на внутреннем валютном рынке страны.
Учитывая же, что основная часть выручки организации согласно предложенным условиям номинируется в долларах США, организация не будет иметь особых сложностей при выполнении рассматриваемого требования Закона о валютном регулировании, поскольку сможет продать на внутреннем валютном рынке именно часть выручки в этой валюте.
Таким образом, учитывая императивный характер норм п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании, а также принимая во внимание то, что в Законе содержится общее правило об обязательности продажи части валютной выручки безотносительно к виду валюты, в которой она выражена, по нашему мнению, Ваша организация должна продать 50% от всей суммы выручки, но при этом ею должны реализовываться доллары США в сумме, эквивалентной 50% общей суммы выручки.
Касаясь возможных правовых последствий игнорирования нормы п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании, отметим следующее.
До принятия вышеназванного Закона N 130-ФЗ, т.е. до включения в Закон о валютном регулировании нормы об обязательной продаже части экспортной выручки, к экспортерам, допустившим указанные нарушения, не могли применяться меры ответственности, предусмотренные ст.14 Закона о валютном регулировании в виде штрафа в размере всего полученного по сделкам, недействительным в силу нарушения ст.ст.2 - 8 Закона о валютном регулировании.
Соответственно уклонение от продажи части валютной выручки могло рассматриваться лишь как следствие другого нарушения - незачисления выручки на счета в уполномоченном банке на территории РФ. С включением же данной нормы в текст Закона о валютном регулировании невыполнение этого правила будет рассматриваться как самостоятельное нарушение, ответственность за совершение которого установлена в п.1 ст.14 Закона о валютном регулировании.
Подписано в печать Ю.Камфер

10.03.2002 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 3

Шахтер отработал два года по трудовому договору . Отдел социальной защиты при обращении шахтера за оформлением льготной пенсии с 20 января 2002 г. отказался засчитать специальный стаж по этому договору, разъяснив, что стаж считается только по трудовой книжке. Правомерен ли отказ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также