В 2001 г. общественные организации инвалидов не уплачивали налог на прибыль. Сохраняется ли эта льгота в 2002 г.?

Действительно, в 2001 г. согласно ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.4.6 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" прибыль общественных организаций инвалидов не подлежала налогообложению. Однако эта льгота не распространялась на прибыль, полученную от производства и реализации (как собственного производства, так и приобретенных): подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 579. Этот Перечень действовал и в 2001 г.
С 1 января 2002 г. порядок исчисления налога на прибыль регулируется гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (за исключением отдельных его положений) утрачивает силу (ст.ст.2, 13 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах").
Главой 25 НК РФ льготы по налогу на прибыль (в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков) вообще не предусмотрены.
Общественные организации инвалидов в соответствии со ст.246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ (ст.247 НК РФ).
В этой связи необходимо обратить внимание, что расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (которыми признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.38, 39 п.1 ст.264 НК РФ).
При этом необходимо иметь в виду следующее.
Если общественные организации инвалидов получают средства, предназначенные на цели социальной защиты инвалидов, и используют их по целевому назначению, то они не будут платить налог на прибыль с полученных целевых средств. При получении указанных средств общественные организации инвалидов по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Если же полученные средства использованы не по целевому назначению, то с момента, когда общественная организация инвалидов фактически использовала такие средства не по целевому назначению, указанные средства признаются доходом у налогоплательщика и включаются в состав внереализационных доходов (п.14 ст.250, пп.38, 39 п.1 ст.264 НК РФ).
По нашему мнению, вышеизложенный порядок налогообложения целевых средств должен в полной мере распространяться и на те средства, которые получены общественной организацией инвалидов на осуществление ее деятельности.
В связи с этим обращаем внимание, что в Госдуме РФ в первом чтении принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, в частности, предусматривает включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль полученных на осуществление деятельности общественных организаций инвалидов средств только в том случае, если они использованы не по целевому назначению.
Кроме того, в соответствии с пп.39 п.1 ст.264 НК РФ расходы, указанные в пп.38, 39, не могут быть связаны с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров согласно Перечню товаров, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 920.
В этот Перечень входят следующие товары: шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, ценные бумаги.
Указанный Перечень применяется с 1 января 2002 г., а Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 579, утратил силу (п.п.2, 3 Постановления N 920).
Обратите внимание, что в новый Перечень включены все те товары, которые были поименованы в ранее действовавшем Перечне, и включены еще ценные бумаги.
По нашему мнению, из анализа норм, изложенных в пп.39 п.1 ст.264 НК РФ и Постановлении N 920, следует, что в том случае, если общественная организация инвалидов будет осуществлять деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и т.п., она сможет вычесть из полученных по указанной деятельности доходов только те расходы, которые непосредственно связаны с получением доходов. А расходы в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, из полученных доходов, по всей видимости, вычитаться не будут.
Однако вопрос об уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на расходы, предусмотренные в пп.38 и 39 п.1 ст.264 НК РФ, будет зависеть от определенной сложившейся в организации инвалидов ситуации.
Подписано в печать Е.Шаронова

10.03.2002 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 3

...В 2001 г. работнику ежемесячно начислялась зарплата в размере 2400 руб. и предоставлялись стандартные налоговые вычеты. В августе выяснилось, что указанному работнику не было начислено за февраль 10 000 руб. т.е. его доход превысил бы 20 000 руб. уже в мае. Надо ли в этом случае пересчитать льготы и доудержать налог на доходы физических лиц?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также