Некоммерческая организация заключила договор аренды помещений, находящихся в федеральной собственности. Арендная плата в полном объеме перечисляется в федеральный бюджет. Сумму НДС арендатор самостоятельно перечисляет в бюджет на соответствующий счет. Как оформляется данная операция первичными учетными документами и как она отражается в бухгалтерском учете?

Согласно п.3 ст.161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база исчисляется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. Указанные лица в соответствии со ст.24 НК РФ обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Если организация не является плательщиком НДС, а только исполняет обязанности налогового агента, то налоговым периодом является календарный месяц (п.1 ст.163 НК РФ). Уплата налога осуществляется налоговыми агентами по месту своего нахождения (п.3 ст.174 и п.4 ст.24 НК РФ). В налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым агентом на основании п.5 ст.174 НК РФ представляется в налоговый орган по месту учета налоговая декларация, в которой суммы НДС, удержанные по арендной плате, отражаются в соответствующих строках формы N 2 листа 10 "Наименование налогового агента. Наименование налогоплательщика - иностранного лица, реализующего товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, либо арендодателя (органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления)".
Счета - фактуры должны выписываться налогоплательщиками при совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения (пп.1 п.3 ст.169 НК РФ). Согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поскольку налоговый агент выполняет обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет за других юридических лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, можно предположить, что в этом случае организация также должна выписать и учесть в книгах покупок и продаж счет - фактуру за этих юридических лиц.
Однако ни в гл.21 НК РФ, ни в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставляемых счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", ни в Письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404@ "О применении счетов - фактур при расчетах налога на добавленную стоимость" нет четко регламентированного порядка оформления счетов - фактур налоговыми агентами. Этот порядок в части аренды федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества разъяснен только в Письме Госналогслужбы России от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов - фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества", в Письме Управления МНС России по г. Москве от 03.02.2000 N 02-14/2011 "О налоге на добавленную стоимость", в Письме Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об использовании федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
Согласно указанным Письмам арендатор, являясь плательщиком НДС, составляет счет - фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет - фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации - арендатора и скрепляется печатью этой организации. Печать должна входить в реестр изготовления и уничтожения печатей и штампов органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, зарегистрированных в Московской регистрационной палате или входящих в Московский регистрационный реестр.
Арендатор в платежном поручении на перечисление средств в доход федерального бюджета в поле "Назначение платежа" указывает: коды доходов бюджетов Российской Федерации; "Арендную плату"; период, за который она уплачивается; наименование организации - арендодателя, номер ее лицевого счета, открытого для учета операций по дополнительному финансированию; номер и дату заключенного договора, в соответствии с которым перечисляется арендная плата.
При удержании сумм НДС налоговыми агентами при аренде государственного или муниципального имущества налогообложение производится по расчетной ставке 16,67% в соответствии с п.4 ст.164 НК РФ.
В бухгалтерском учете у арендатора имущество, полученное им в аренду, принимается на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в договоре аренды. При этом делается следующая запись:
Дебет 001 "Арендованные основные средства" - получено в аренду помещение.
По истечении срока аренды или в связи с досрочным расторжением договора отражается возврат арендованного имущества арендодателю:
Кредит 001 "Арендованные основные средства" - возвращено арендодателю помещение.
Начисление и перечисление арендной платы за квартал налоговым агентом отражается записями:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по аренде", Кредит 68, субсчет "Расчеты по арендной плате", - отражена задолженность перед бюджетом по арендной плате;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по арендной плате", Кредит 51 - перечислена в бюджет сумма арендной платы;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по аренде", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС", - отражена задолженность перед бюджетом по НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 51 - перечислен в бюджет НДС по аренде.
Включение арендной платы в состав общехозяйственных расходов арендатора отражается записями:
Дебет 26, Кредит 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по аренде", - отнесены на общехозяйственные расходы затраты, связанные с уплатой аренды;
Дебет 19, Кредит 76, субсчет "Расчеты по НДС", - отражен НДС по арендной плате за принятое в аренду помещение;
Дебет 96 "Целевые финансирование и поступления", Кредит 26 - списаны расходы по уплате арендной платы за счет средств целевого финансирования;
Дебет 96 "Целевые финансирование и поступления", Кредит 19 - списана сумма НДС с арендной платы.
Подписано в печать А.Макарова
06.03.2002 ООО "Аудиторское бюро "Яктиор"
"Финансовая газета", 2002, N 10

На руководителя акционерного общества было наложено административное взыскание за нарушение налогового законодательства. Что следует считать административным нарушением налогового законодательства и в течение какого срока оно подлежит исполнению?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также