...Статья 84 НК не предусматривает порядок снятия с учета организации, ликвидированной в порядке банкротства. Правомерно ли требование ИМНС о предоставлении заявления о снятии с учета? Неужели недостаточно решения арбитражного суда и выписки из госреестра об исключении юрлица в связи с его ликвидацией в процессе банкротства для записи о снятии с налогового учета?

На налоговые органы возложена функция снятия с учета в налоговом органе организации в связи с ликвидацией, которая осуществляется в соответствии с п.5 ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.61 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано как по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, так и по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.4 вышеуказанной статьи юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст.65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В соответствии с п.3 ст.65 ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п.п.1 и 3 ст.99 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.
В соответствии со ст.101 вышеуказанного Закона с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника.
Таким образом, конкурсным управляющим может быть подано в налоговый орган по месту нахождения должника Заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по форме 12-1-6 (Приложение N 12 к Приказу МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 в ред. Приказа МНС России от 24.12.1999 N АП-3-12/412) с отмеченным пп.4 п.2.2.
Согласно ст.119 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Приказом МНС России от 01.06.2001 N ВГ-3-10/175 утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкротства, в том числе в порядке банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:
- копии решения арбитражного суда о признании организации банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
- копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
- справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности.
Из вышеизложенного следует, что копия решения арбитражного суда о признании организации банкротом, копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и решение о признании безнадежной к взысканию задолженности являются основанием для снятия с учета в налоговом органе юридического лица, ликвидированного в порядке банкротства по решению суда.
26.02.2002 В.Н.Казакова

Государственный советник
налоговой службы II ранга
"Интернет-сайт МНС России", 2002

...Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в сфере производства столярных строительных изделий. Готовую продукцию он сдает на реализацию в розничные магазины, а также реализует самостоятельно посредством установки таких изделий в квартирах заказчиков. Подпадает ли деятельность индивидуального предпринимателя под действие единого налога на вмененный доход?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также