...Как малое предприятие, налог на прибыль мы уплачивали ежеквартально. По итогам 9 месяцев предприятие утратило статус малого, и налоговые органы потребовали представления расчета дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование кредитом, за iii квартал 2001 г. Правомерно ли данное требование?

В соответствии с п.2 ст.8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2116-1) малые предприятия, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период. Статьей 1 Закона N 2116-1 определено, что критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) устанавливаются Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ). Таким образом, при соблюдении критериев, установленных этим Законом, малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Если предприятие по критериям определения субъекта малого предпринимательства, изложенным в ст.3 Закона N 88-ФЗ, не относится к малым предприятиям, то в соответствии с Законом N 2116-1 оно является плательщиком авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет в общеустановленном порядке.
Согласно ст.3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно - технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
Предприятию по производству водки и ликероводочных изделий присвоен код 18142, свидетельствующий о том, что данное предприятие относится к такой отрасли народного хозяйства, как промышленность. Следовательно, если средняя численность работников за отчетный период не превышает на предприятии 100 человек, оно удовлетворяет критериям отнесения к малым предприятиям. В соответствии с п.1.1.5 Инструкции от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) средняя численность определяется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Госкомстат России. В связи с этим средняя численность работников за отчетный период определяется в соответствии с инструкциями, утвержденными постановлениями Госкомстата России.
Порядок расчета средней численности работников представлен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, и Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.02.2000 N 17. Средняя численность работников на предприятии за I квартал 2001 г. - 89 человек, за 6 месяцев 2001 г. - 98 человек, а за 9 месяцев 2001 г. - 108 человек.
Пунктом 1.1.5 Инструкции N 62 установлено, что для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
В соответствии со ст.55 части первой НК РФ под налоговым периодом понимаются календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Отчетным периодом по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие, девять месяцев и год, т.е. для расчета средней численности предприятие использует показатели всего отчетного периода. Требования расчета средней численности по фактическим показателям за соответствующие отчетные периоды подтверждены Письмами Минфина России от 27.05.1999 N 04-02-05/1, от 11.01.2000 N 04-02-05/1, от 25.12.2000 N 04-02-05/2, Письмами Управления МНС России по г. Москве от 26.06.2000 N 03-12/25795, от 02.04.2001 N 03-10/2528.
Ни один нормативный акт, регулирующий вопросы налогообложения, не устанавливает обязанность предприятия рассчитывать среднюю численность работников в течение (в середине) отчетного периода для целей налогообложения. Таким образом, ваше предприятие правомерно рассчитало среднюю численность работников по фактическим данным за 9 месяцев 2001 г. В результате такого расчета средняя численность работников превысила критерий отнесения к малому предприятию. Однако по итогам I полугодия 2001 г. критерии отнесения к малому предприятию были соблюдены. В результате этого не возникло обязанности по составлению Справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли на III квартал 2001 г., так как сохранилось право уплачивать в бюджет налог на прибыль от предпринимательской деятельности ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.
Только по итогам отчетных периодов предприятие может определить налогооблагаемую базу, а также рассчитать среднюю численность работников с учетом принятия и увольнения сотрудников. Предприятие не должно было уплачивать авансовые платежи, поскольку имело статус малого предприятия. Наступление обязанности по выполнению обязательства, в том числе по уплате налогов, связано с исчислением срока. В соответствии со ст.6.1 НК РФ срок может определяться календарной датой или указанием на событие, которое должно наступить. В данной ситуации наступило событие, в результате которого предприятие утратило статус малого предприятия, в результате чего возникла обязанность по уплате налога на прибыль в течение квартала путем внесения авансовых взносов. Данная обязанность возникла в IV квартале 2001 г., так как событие (расчет средней численности предприятия) наступило в IV квартале, когда был произведен расчет. Нормами НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало. О том, что предприятие не отвечает критериям отнесения его к малым по численности, стало известно после составления расчета средней численности за 9 месяцев 2001 г., и следовательно, со следующего квартала на предприятие распространяется общий порядок исчисления налога на прибыль.
Таким образом, за I квартал 2001 г. при средней численности работников 89 человек и за полугодие при средней численности работников 98 человек предприятие являлось малым. На основании п.5.2 Инструкции N 62 малые предприятия, отвечающие критериям отнесения их к субъектам малого предпринимательства, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период, что освобождает их от уплаты авансовых платежей.
По итогам 9 месяцев 2001 г. средняя численность работников предприятия (108 человек) превысила предельный уровень средней численности для промышленности, вследствие чего предприятие утратило статус малого. Учитывая, что налог на прибыль исчисляется и уплачивается нарастающим итогом с начала года, в случае превышения установленного Законом N 88-ФЗ предельного размера среднесписочной численности предприятие производит уплату налога на прибыль в порядке, определенном Законом N 2116-1 для предприятий, не относящихся к малым, т.е. предприятие уплачивает в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Таким образом, начиная с IV квартала 2001 г. предприятие должно уплачивать в бюджет авансовые взносы налога на прибыль.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании I квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Ваше предприятие как малое предприятие согласно средней численности за I полугодие 2001 г. не должно было уплачивать авансовые взносы налога на прибыль в течение III квартала 2001 г. и, соответственно, не должно было представлять справку "Об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли на отчетный квартал года" (Приложение N 7 к Инструкции N 62). Предприятие также не могло в течение квартала представить справку о пересмотре суммы предполагаемой прибыли и авансовых взносов в бюджет налога на прибыль, так как подобная справка об изменениях согласно п.5.2 Инструкции N 62 представляется только при изменении в течение квартала суммы предполагаемой прибыли, а не в случаях предполагаемого изменения статуса налогоплательщика как относящегося или не относящегося к малым предприятиям. Следовательно, нельзя считать, что в течение III квартала предприятие, не имеющее права уплачивать авансовые платежи, пользовалось банковским кредитом в размере суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет, и поэтому должно исчислить сумму доплаты налога на прибыль, скорректированную на учетную ставку Банка России.
Предприятие должно вносить доплату, скорректированную на учетную ставку Банка России, только в случае несвоевременной уплаты налога, однако малые предприятия платят налог на прибыль только по итогам отчетного периода. Отсюда следует, что ваше предприятие только по итогам 9 месяцев 2001 г. имело право и возможность исчислить сумму налога, причитающуюся к уплате в бюджет, что и было сделано. Однако после того как по итогам 9 месяцев 2001 г. из-за увеличения средней численности произошла утрата статуса малого предприятия со следующего налогового периода - IV квартала 2001 г. - предприятие в установленном порядке уже должно осуществлять авансовые платежи по налогу на прибыль.
Подписано в печать А.Макарова
13.02.2002 Аудиторское бюро "Яктиор"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 7

Как правильно оформить имущественные права учредителя, являющегося физическим лицом, на использование его товарного знака по лицензионному договору в качестве вклада в уставный капитал предприятия?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также