Можно ли применять налоговые льготы по налогу на пользователей автодорог, установленные региональным законодательством, после вступления в силу Закона n 118-ФЗ и не распространять положения этого Закона на правоотношения, возникшие до 1 января 2001 г.?

Обязанность по уплате налогов и сборов установлена ст.57 Конституции Российской Федерации. Принятие и изменение федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции Российской Федерации). В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пп."м" п.1, п.5 ст.19), Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (п.2 ст.5) налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, размер ставки которого устанавливается в порядке, определяемом федеральным законодательством. Законодательным же органам субъектов Российской Федерации независимо от зачисления названного налога в федеральный и (или) территориальные дорожные фонды не было предоставлено права установления льгот категориям налогоплательщиков по данному налогу. Согласно федеральному законодательству с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.12.1992 N 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог в порядке, определенном ст.5 Закона N 1759-1.
Вместе с тем на основании ст.ст.4 и 34 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не предоставлено права изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог. Перечень лиц, освобожденных от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, приведен в п.3 ст.5 Закона N 1759-1, которым не предусмотрено освобождение от уплаты данного налога других категорий налогоплательщиков.
Учитывая названные нормы федерального законодательства, а также п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить принятым федеральным законам и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, МНС России считает неправомерным использование в 2001 г. налоговой льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог (в том числе в виде уменьшения суммы налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации, на 50% для отдельных категорий налогоплательщиков) как предоставленной с превышением полномочий региональным законодательным органом власти.
Таким образом, применение льготного обложения налогом на пользователей автомобильных дорог к отдельным категориям налогоплательщиков может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в Закон N 1759-1 с учетом положений ст.56 НК РФ.
Подписано в печать М.Высоцкий
13.02.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга "Финансовая газета", 2002, N 7

...Законом РФ n 117-ФЗ определен статус кредитных потребительских кооперативов как некоммерческих организаций, установлены порядок выдачи займов пайщикам под проценты и целевое назначение оплаченных пайщиками процентов. Включаются ли проценты за пользование займами в налоговую базу при исчислении налога на пользователей автодорог?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также