Малое предприятие начало работать в iii квартале 2001 г., по итогам которого имеет убыток от основной деятельности. Какими документами следует руководствоваться малым предприятиям при начислении амортизации? Чтобы не увеличивать сумму убытка, можно ли не начислять амортизацию по основным средствам за данный период и что для этого необходимо?

Малым предприятиям при начислении амортизации необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, которое распространяется на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Пунктом 24 ПБУ 6/01 установлено, что начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления (линейный, способ уменьшаемого остатка и др.) в размере 1/12 годовой суммы (п.19 ПБУ 6/01).
Таким образом, не начислять амортизацию из-за того, что по итогам работы за III квартал 2001 г. предприятие получило убыток, нельзя.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 24.06.1998 N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов" организациям независимо от организационно - правовой формы было предоставлено право применять начиная с 1 октября 1998 г. понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений.
Учитывая, что с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ Постановление N 627 не было признано утратившим силу, организации в 2001 г. имели право применять понижающие коэффициенты к установленным нормам амортизации. При этом Постановлением N 627 не определен порядок применения понижающего коэффициента к действующим нормам амортизационных отчислений. В этой связи организация может самостоятельно установить размер понижающих коэффициентов (см. Письма Минфина России от 31.12.1999 N 04-01-05/1, от 25.04.2000 N 04-02-04/1, Письмо Госкомстата России от 22.09.1998 N ВГ-1-23/3747 "О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 году").
Принятое решение о применении понижающих коэффициентов к нормам амортизационных отчислений и размер этих коэффициентов должны быть зафиксированы в приказе об учетной политике организации (п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н).
Кроме того, заметим, что начисление амортизации может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных п.23 ПБУ 6/01, а именно:
- если период восстановления (ремонта, модернизации, реконструкции) объекта основных средств превышает 12 месяцев;
- если основные средства по решению руководителя организации переведены на консервацию на срок более 3 месяцев. Обычно на консервацию переводятся те объекты основных средств, которые не используются предприятием в процессе осуществления им финансово - хозяйственной деятельности. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.
Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации (п.53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, применяется в части, не противоречащей ПБУ 6/01).
Подписано в печать Е.Шаронова

10.02.2002 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 2

...В ходе аудиторских проверок установлено, что мероприятия по рекультивации земель выполняются после окончания строительства скважин и входят в стоимость основных средств. Каков порядок отнесения затрат на рекультивацию земель в нефтедобывающем предприятии по действующим скважинам? Нормируются ли эти затраты и какие нормативные документы следует при этом использовать?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также