...Представительство шведского научного фонда в РФ просит разъяснить. Правомерно ли исключать "входной" НДС при постановке основных средств на учет? Перечислять ли НДС при аренде помещения, находящегося в федеральной собственности? Может ли представительство выступать в качестве налогового агента головной организации, осуществляющей коммерческую деятельность в РФ?

В соответствии со ст.172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в п.п.2 и 4 ст.171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств и (или) нематериальных активов. При этом согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.п.2 и 6 ст.170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Следовательно, представительство иностранной организации, осуществляющее на территории Российской Федерации исключительно представительские функции, т.е. не занимающееся производственной деятельностью, не имеет права произвести налоговые вычеты при приобретении основных средств.
В соответствии с п.1 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Реализация услуг, указанных в настоящем пункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с МНС России.
Таким образом, начиная с 1 января 2001 г. освобождение от НДС реализации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений, предусмотренное п.1 ст.149 НК РФ, действует при соблюдении следующих условий:
иностранная организация - арендатор аккредитована в Российской Федерации; в качестве подтверждения может быть использовано разрешение на открытие представительства, выдаваемое Государственной регистрационной палатой;
аналогичное освобождение предусмотрено национальным законодательством иностранного государства и фактически применяется в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации; данный факт устанавливается МИД России совместно с МНС России и фиксируется путем внесения иностранного государства в перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение от НДС при реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям (Перечень - Приложение к Приказу МИД России и МНС России от 13.11.2000 N N 13747, БГ-3-06/386 "Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям");
арендуемое помещение используется иностранной организацией для обеспечения функционирования ее отделения - в нем располагается исключительно офис, а коммерческая деятельность не ведется (не служит складом, магазином и т.п.). Подтверждающим документом может являться договор аренды, в котором указывается назначение арендуемого помещения.
В соответствии с Письмом МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 в отношении государств, не поименованных в Перечне - Приложении к Приказу N 13747, продолжают действовать Письмо Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации" (с дополнениями) и прилагаемый к нему список иностранных государств до того момента, пока в новый Перечень не будут внесены соответствующие изменения и дополнения в порядке, предусмотренном п.2 этого Приказа. В соответствии с данным пунктом решение о включении конкретного иностранного государства в указанный Перечень принимается МНС России после рассмотрения соответствующих положений национального законодательства этого государства и получения официального заключения МИД России, подтверждающего фактическое невзимание НДС при аренде помещений российскими гражданами и юридическими лицами в этом государстве, исходя из соблюдения принципа взаимности. Таким образом, при решении вопроса о распространении данной льготы на резидентов того или иного государства следует выяснить, включена ли страна их постоянного местопребывания в Перечень, прилагаемый к Приказу N 13747, а при отсутствии таковой в Перечне - обратиться к списку, приложенному к Письму N ЮУ-6-06/80н. Швеция входит в этот список. Следовательно, при выполнении перечисленных условий сумма арендной платы от сдачи в аренду помещений представительству шведской компании, аккредитованной в Российской Федерации, освобождается от налогообложения.
В соответствии со ст.144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. При этом постоянное представительство будет уплачивать НДС, если фактическая деятельность осуществляется через это постоянное представительство.
Таким образом, порядок налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих производственную или коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, зависит от того, относятся ли получаемые иностранным юридическим лицом доходы к деятельности постоянного представительства в Российской Федерации или нет. Если доход относится к деятельности постоянного представительства, он должен облагаться НДС у этого представительства, а если доход не связан с деятельностью постоянного представительства - то у источника выплаты.
Подписано в печать М.Рытова
06.02.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации
III ранга
"Финансовая газета", 2002, N 6

...Как начислять НДС с экспортной выручки, которая не подтверждена документально по истечении 180 дней с даты отгрузки? Правомерно ли начислить НДС по ставке 16,67% с уменьшением налога на прибыль? Как исправить декларацию по НДС, отражать ли в ней выручку, если не сформированы документы для освобождения от уплаты НДС, однако 181-й день после отправки не наступил?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также