Что даст реформа пенсионной системы нынешним пенсионерам?

Сегодня в России около 63 млн работающих, и платежами, которые делают за них работодатели, обеспечивается поступление доходов в Пенсионный фонд. За счет этих доходов и финансируется выплата пенсий, оплата их доставки и другие расходы бюджета Пенсионного фонда.
Сегодня доходы эти не столь велики, как хотелось бы. И главная надежда на их повышение связывается с пенсионной реформой. Она должна в первую очередь повысить за счет выходов зарплат из тени и увеличения сумм платежей доходы пенсионной системы. А за счет повышения доходов можно будет повысить и пенсии нынешним пенсионерам.
Противники пенсионной реформы уверяют пенсионеров, что введение накопительного элемента приведет к отвлечению средств из пенсионной системы на другие цели, а итогом станет уменьшение выплачиваемых сегодня пенсий и сокращение доходов пенсионеров. На самом деле и накопительный элемент не так страшен, как его малюют, и снижения доходов у пенсионеров не предвидится.
Начнем с того, что пенсионная модель, которая в результате реформы заменит ныне действующую, так же основана на принципе солидарности поколений. На счетах граждан будут накапливаться не собственно средства (если бы накапливались средства, то это действительно приводило бы к сокращению ресурсов расходной части бюджета ПФР и сокращению пенсий), а пенсионные обязательства государства перед гражданами. Иными словами, платежи за работающих будут поступать в ПФР и фиксироваться на их лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А поскольку денег будет поступать больше, и размер выплат окажется больше, чем ныне.
На основе новой пенсионной модели строится и бюджет Пенсионного фонда на 2002 г. В этом бюджете предусматривается дальнейшее повышение пенсионных выплат нынешним пенсионерам. Поскольку сегодня еще трудно точно спрогнозировать, каким будет увеличение платежей за счет выхода зарплаты из тени, минимальный размер повышения установлен в 20% - не ниже, чем в 2001 г. Но эксперты ПФР надеются, что реальная величина повышения окажется большей.
Так, средняя величина всех видов пенсий на конец 2001 г. должна составить 1175 руб., а на конец 2002 г. - 1534 руб. Иными словами, минимальный рост за год составит 359 руб. Чуть большим будет рост трудовых пенсий. Размер средней трудовой пенсии: в конце 2001 г. должен достигнуть 1153 руб., в конце 2002 г. вырасти до 1522 руб., при этом прирост составит 369 руб., увеличение на 32%.
Сходные показатели повышения пенсий будут и у тех пенсионеров, которые в 2002 г. начнут выходить на заслуженный отдых уже по новому пенсионному законодательству. Правда, отставать от других будет рост базовых пенсий. Но эта часть пенсий будет связана с ростом бюджетных ассигнований, что всегда нелегко обеспечить в федеральном бюджете при острой конкуренции между статьями расходов. Но все же и она должна в 2002 г. вырасти почти на 70 руб. при годовом темпе роста - 113,4%. Опережающими темпами будет расти страховая часть пенсии - 147% за год при годовом приросте около 300 руб.
Если сопоставить пенсии тех, кто будет получать их уже по новому законодательству, с пенсиями тех, кто получает их сегодня, то нетрудно убедиться, насколько близки они по размеру. А это свидетельствует о том, что нынешние пенсионеры в ходе пенсионной реформы не будут дискриминированы по сравнению с более молодыми поколениями.
А значит, на вопрос, что же даст пенсионная реформа нынешним пенсионерам, можно ответить так: она даст такие же пенсии и такой же порядок и величину их повышения, как и по новым пенсионным законам. Нет поэтому никаких оснований утверждать, будто пенсионную реформу предполагается провести за счет старших поколений и в интересах молодых.
Подписано в печать Специалисты Пенсионного фонда
04.02.2002 Российской Федерации
"Финансы", 2002, N 2

В чем заключаются отличия новой пенсионной модели от ныне действующей?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также