Почему пенсионную реформу нужно было начинать в 2002 г.?

То, что пенсионную реформу нужно начинать именно сейчас, т.е. с самого начала 2002 г., вызвано целым рядом причин - демографических, политических, экономических. И каждая из них требует, чтобы пенсионная реформа начиналась без промедления и раскачки.
Начнем с проблем демографических - с темпов роста населения и соотношения работающих и пенсионеров. Действующая сегодня пенсионная модель основывается на том, что взносы, собираемые с ныне работающих, перераспределяются среди пенсионеров. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 - мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.
Однако уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих - полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн работающих только 49,8 млн являются наемными работниками и платят около 400 млрд руб. страховых взносов в год. Остальные 13 млн человек относятся к самозанятому населению, т.е. сами являются и нанимателями и работниками, и взносов платят всего около 4 млрд руб.
В итоге за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего, естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф - так высок по сравнению с другими странами.
Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.
С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя возлагать надежду на нынешнюю распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требуется создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации, и, прежде всего, дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде их персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 у женщин предусматривается выделение части тарифа (от 2 до 6%) на накопление.
Благоприятные демографические условия для реформы и то обстоятельство, что в ближайшие 5 - 6 лет на пенсию будет выходить относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941 - 1945 гг. рождения. А это означает, доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем ее расходы. Пропустим мы эти годы, и на пенсию пойдут дети послевоенного всплеска рождаемости. Тогда, напротив, расходы могут опережать доходы.
Поэтому оставить в пенсионной системе все, как есть, нельзя, иначе рано или поздно она просто рухнет. Откладывать же решение тоже нельзя - и не только по демографическим причинам.
Начать пенсионную реформу не позднее января 2002 г. требует во многом политический календарь. В 2001 г. еще была возможность выработать какой-то компромисс по поводу реформирования пенсионной системы. Сегодня и законодательная, и исполнительная власть занята решением других важных для страны задач, началась подготовка к избирательным кампаниям (выборы депутатов Государственной Думы в 2003 г., выборы Президента Российской Федерации в 2004 г.). Если не начать реформу в 2002 г., то минимум три года будет потеряно.
А сейчас - по экономическим причинам - каждый год идет по особой цене. Сегодня Россия переживает экономический подъем, который сказывается и на ресурсах пенсионной системы. Поэтому каждый потерянный год - это реальные убытки и пенсионной системы, и нынешних пенсионеров, и тех, кто будет выходить на пенсию в будущем.
Подписано в печать Специалисты Пенсионного фонда
04.02.2002 Российской Федерации
"Финансы", 2002, N 2

Будет ли введен акциз на все виды бензинов и его последующий возврат организациям нефтехимического производства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также