Как в бухгалтерском учете отразить операцию по предоставлению займа частным лицом?

В соответствии с Планом счетов учет полученных организацией кредитов и займов в зависимости от срока, на который они предоставлены, осуществляется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
На сумму полученного от частного лица займа в учете организации оформляется проводка:
дебет счета 51 "Расчетные счета" (50 "Касса") кредит счета 66 (67) - на сумму полученного краткосрочного (долгосрочного) займа.
При возврате займа частному лицу делается обратная запись:
дебет счета 66 (67) кредит счета 51 (50) - на сумму возвращенного займа.
Договором займа может быть предусмотрена выплата процентов заимодавцу - частному лицу. Начисление процентов осуществляется в порядке, установленном ПБУ 15/01. В общем случае согласно п.14 ПБУ 15/01 затраты по полученным займам являются операционными расходами организации и, соответственно, отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Включение процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), в состав операционных расходов предусмотрено и п.11 ПБУ 10/99.
Начисление и уплата процентов отражаются в учете предприятия проводками:
дебет счета 91 кредит счета 66 (67) - на сумму начисленных процентов;
дебет счета 66 (67) кредит счета 51 (50) - на сумму уплаченных процентов.
Отличный от общего порядка порядок начисления процентов предусмотрен ПБУ 15/01 для следующих случаев:
1) средства полученного займа используются для осуществления предварительной оплаты материально - производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты. В этом случае проценты относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные цели:
дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Авансы выданные" кредит счета 66 (67) - на сумму начисленных процентов.
После поступления в организацию заемщика материально - производственных запасов и иных ценностей, выполнения работ и оказания услуг дальнейшее начисление процентов отражается в учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации;
2) средства полученного займа используются на приобретение и (или) строительство инвестиционного актива, подлежащего в соответствии с правилами бухгалтерского учета амортизации. Согласно п.23 ПБУ 15/01 проценты, начисленные до принятия к учету инвестиционного актива, включаются в его стоимость:
дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" кредит счета 66 (67) - на сумму начисленных процентов.
В соответствии с п.30 ПБУ 15/01 включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса. Если инвестиционный актив не принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса, но на нем начат фактический выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг), то включение затрат по предоставленным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации.
При уплате частному лицу процентов за пользование заемными средствами следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.208 НК РФ указанные выплаты признаются доходом физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Начисление налога на доходы физических лиц отражается в учете предприятия проводкой:
дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму начисленного налога.
Уменьшение задолженности перед частным лицом на сумму причитающего с него налога отражается проводкой:
дебет счета 66 (67) кредит счета 76 - на сумму начисленного налога.
Подписано в печать
18.01.2002
"Консультант Бухгалтера", 2002, N 2

...Фирма купила в многоэтажном доме квартиру под офис. Разрешение главы муниципального образования о переводе квартиры в статус нежилого помещения имеется, но регистрационная палата не оформляет свидетельство по нежилому помещению, требуя разрешение архитектора. Как быть с начислением амортизации? Обязательно ли добиваться перевода жилого помещения в нежилое?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также