...Организация осуществляет оптовую и розничную торговлю . Правомерно ли самостоятельно определить показатель распределения общехозяйственных расходов? Является ли Инструкция n 62 обязательной для налогоплательщиков ?

Пункт 2.10 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) определяет порядок распределения общехозяйственных расходов организаций в том случае, когда они осуществляют несколько видов деятельности, облагаемых по разным налоговым ставкам налогом на прибыль.
В рассматриваемом случае организация осуществляет два вида деятельности, один из которых облагается налогами в общеустановленном режиме налогообложения (режиме обложения налогом на прибыль), а другой - в отличном (режиме обложения определенных видов деятельности единым налогом на вмененный доход). Поэтому распределение общехозяйственных расходов должно осуществляться в соответствии с п.1.2.5 Инструкции N 62, т.е. пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и от иных видов деятельности в общей сумме выручки.
Вместе с тем нельзя не согласиться, что непосредственно Закон N 2116-1 не содержит нормы, аналогичной норме п.1.2.5 Инструкции N 62, но это вовсе не означает, что соответствующие положения Инструкции N 62 следует считать недействительными либо недействующими.
Пункт 1 ст.4 НК РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти РФ правом в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В этой связи МНС России, будучи федеральным органом исполнительной власти РФ (см. Указ Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"), в предусмотренных налоговым законодательством случаях может издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения при условии, что эти акты не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
Статья 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает, что не утратившие силу федеральные законы в части, не противоречащей части первой НК РФ, продолжают свое действие на территории РФ. В этой связи на сегодняшний день по-прежнему действует ряд законов, регулирующих порядок исчисления и уплату отдельных видов налоговых платежей. Одним из таких законов является Закон N 2116-1.
Практически все сохраняющие действие налоговые законы содержат нормы о том, что Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Минфином России издаются инструкции по их применению. В частности, соответствующая норма имеется и в ст.14 Закона N 2116-1 (отметим, что указанная статья с 1 января 2002 г. утратит силу в соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах)".
Таким образом, поскольку полномочия МНС России на издание подобных инструкций базируются на действующих законодательных актах (в данном случае на Законе N 2116-1), соответствующие инструкции сохраняют силу до их отмены или замены соответствующими главами части второй НК РФ.
В этой связи следует признать, что Инструкция N 62, зарегистрированная в установленном порядке Минюстом России 14.09.2000 за N 2381 и опубликованная в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 39 от 25.09.2000 в соответствии с требованиями п.п.9, 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", в настоящее время является нормативным правовым актом, обязательным для применения налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений.
Нужно отметить, что приняв во внимание неконкретность большинства положений налогового законодательства до 1999 г., изначальный расчет на их применение в комплексе с инструкциями, а также то, что законодательные акты содержат прямые указания об издании налоговыми органами инструкций по применению законов, судебно - арбитражная практика заняла позицию, согласно которой акты Государственной налоговой службы Российской Федерации и Минфина России, принятые в пределах их компетенции и зарегистрированные в Минюсте России, могут разъяснять закон, определенным образом детализируя его положения.
При этом следует учитывать, что арбитражные суды, установив противоречие таких актов закону, руководствуясь ст.120 Конституции РФ и п.2 ст.11 АПК РФ, могут не применять их при рассмотрении спора по существу и руководствоваться исключительно законом.
Однако необходимо помнить, что решение о неприменении такого акта или его отдельных положений при рассмотрении дела по существу либо решение о признании такого акта или его отдельных положений недействительными может принять только суд. До этого момента у налогоплательщика не имеется законных оснований игнорировать и не применять требования соответствующих нормативных правовых актов.
Подписано в печать Ю.Камфер

10.12.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 12

...Завод сертифицировал свою продукцию на соответствие Европейским требованиям безопасности в Итальянском институте контроля качества, получив право на использование знака imq. Это аналог российского знака системы сертификации ГОСТ Р. Подлежат ли обложению налогом на доходы платежи институту за право применения знака imq? Облагаются ли данные операции НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также