...АО на основании договора о долевом участии в содержании перечислило средства бюджетным организациям социально - культурной сферы и унитарным предприятиям жилищно - коммунального хозяйства и заявило льготу, предусмотренную пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ n 2116-1. Имеет ли право АО на получение такой льготы?

Согласно пп."б" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) и пп.4.1.2 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда.
Таким образом, указанная льгота предоставляется при наличии следующих условий:
поименованные в указанной статье объекты и учреждения должны находиться на балансе предприятия, а не являться юридическим лицом;
указанные объекты и учреждения должны содержаться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Закон N 2116-1 и Инструкция N 62 предусматривают также уменьшение облагаемой прибыли на суммы затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений, которыми в данном случае являются объекты и учреждения, находящиеся на балансе предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Следовательно, указанная льгота может быть предоставлена предприятию, на балансе которого находятся жилищный фонд, объекты и учреждения социально - культурной сферы, содержащиеся за счет прибыли, остающейся в распоряжении этого предприятия, а также предприятию, которое несет расходы по содержанию этого жилищного фонда и объектов и учреждений социально - культурной сферы в доле с предприятием, на балансе которого они находятся. Долевое участие в содержании жилищного фонда и объектов и учреждений социально - культурной сферы предполагает использование на указанные цели прибыли как первого, так и второго предприятия.
Учреждением согласно ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, созданная собственником для осуществления социально - культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, бюджетным учреждением является организация, созданная собственником, которым осуществляется ее финансирование полностью или частично на основе сметы доходов и расходов.
Согласно ст.159 БК РФ средства из соответствующего бюджета выделяются главному распорядителю бюджетных средств, который распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, направляет их в орган, исполняющий бюджет, и утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации.
ГК РФ и БК РФ не предусматривают покрытие расходов на содержание бюджетных организаций (учреждений) за счет средств других организаций (в том числе путем передачи средств на основе договора о долевом участии в содержании соответствующего учреждения).
Дирекции единого заказчика по своей организационно - правовой форме являются унитарными предприятиями, т.е. коммерческими организациями. Основная деятельность по предоставлению жилищно - коммунальных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется ими за плату. В связи с регулированием государством тарифов на данные услуги указанным организациям для покрытия превышения расходов над доходами выделяются средства из бюджета.
Действующее гражданское, бюджетное и налоговое законодательство не содержит положений о содержании унитарных предприятий за счет средств, поступающих безвозмездно от других организаций на основе заключенных с ними договоров о долевом участии в их содержании.
Организации (в том числе акционерное общество), перечислившие безвозмездно средства за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты в бюджет в установленном порядке налога на прибыль, некоммерческим организациям (в том числе бюджетным организациям (учреждениям), цели и задачи которых соответствуют Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", вправе заявить в установленном порядке льготу, предусмотренную пп."в" п.1 ст.6 Закона N 2116-1.
При перечислении средств на содержание организаций социально - культурной сферы и организаций жилищно - коммунального хозяйства, являющихся юридическими лицами, льгота, предусмотренная пп."б" п.1 ст.6 Закона N 2116-1, не предоставляется.
Подписано в печать Н.Климовицкая
21.11.2001 Советник налоговой службы

I ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 47

...Отряд государственной противопожарной службы УВД области финансируется за счет средств бюджета. Предприятие получает также доход в виде обязательных отчислений предприятий и граждан в размере 0,5% общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту зданий, сооружений. Является ли получение отчислений целевым финансированием?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также