Организация выполняет работы по оснащению системами радиотрансляции, оповещения, спутникового и кабельного телевидения зданий, являющихся памятниками истории и культуры. Правомерно ли в данном случае применение пп.15 п.2 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации?

В соответствии с указанным подпунктом не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации ремонтно - реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" пп.15 п.2 ст.149 НК РФ в части освобождения от налогообложения ремонтно - реставрационных работ, выполняемых на памятниках истории и культуры, а также абз.2, 3 и 4 пп.1 п.2 ст.149 вводятся в действие с 1 января 2002 г.
Таким образом, при применении ст.149 НК РФ необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 г. не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) работ и услуг по охране и реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, для которых в соответствии со ст.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в течение 2001 г. действует пп."я1" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость". Следовательно, при освобождении от налога в 2001 г. данных работ и услуг применяется ранее действовавший порядок.
К освобождаемым от налога услугам (работам) по охране памятников истории и культуры (охраняемых государством) относится оказание услуг государственными органами охраны памятников или иными лицами, перечисленными в ст.143 НК РФ, осуществляющими деятельность по охране памятников истории и культуры под контролем указанных уполномоченных государственных органов, в частности, платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; по научно - методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры; по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от их ведомственной принадлежности) и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг, перечисленных в п.33 разд.III "Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры" Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, а также в п.п.7 и 9 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865.
В соответствии со ст.ст.1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету. В ст.31 этого Закона определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников и под их контролем. Согласно ст.9 данного Закона специально уполномоченными государственными органами охраны памятников являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), музейных предметов.
Таким образом, освобождение от налога распространяется на работы по выполнению индивидуальными предпринимателями и организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности ремонтно - реставрационных, консервационных и восстановительных работ, в том числе общестроительных (за исключением археологических и земляных работ в зоне памятников, чеканных, выколотных и давильных работ, гидроизоляционных работ, работ по укреплению грунтов оснований и фундаментов, контроля качества работ, производства реставрационных и консервационных конструкций и материалов, выполнения комплекса работ по электросвязи, инженерным сетям и системам, а также работ (включая строительные) по воссозданию памятников вновь), перечисленные в разд.III Примерного перечня видов работ, услуг и охраны на памятниках истории и культуры, подлежащих лицензированию, прилагаемого к Приказу Минкультуры России от 10.09.1998 N 469 "О перечне лицензируемых видов деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", а также на аналогичные работы, перечисленные в разд.III Примерного перечня видов деятельности, работ (в том числе услуги и охрана) на памятниках истории и культуры, прилагаемого к Приказу Минкультуры России от 02.07.1998 N 365 (в части, касающейся памятников, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и лицензируемых органами местного самоуправления).
Работы и услуги, перечисленные в других разделах указанных перечней, от налога не освобождаются, так как они являются иными видами работ и услуг, обеспечивающих выполнение непосредственно реставрационных работ квалифицированными специалистами, а также необходимыми материальными ресурсами, проектной и технологической документацией, разработанной на основании проведенных инженерных, археологических, геодезических или иных научных изысканий и исследований, за исключением тех, которые приведены в ст.149 НК РФ (например, образовательные услуги, научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы).
Таким образом, работы по оснащению системами радиотрансляции, оповещения, спутникового и кабельного телевидения зданий памятников истории и культуры подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Подписано в печать М.Рытова
14.11.2001 Управление МНС России

по г. Москве "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 46

...В уставе нашего ОАО содержится положение, в соответствии с которым акционер, желающий продать свои акции, обязан продать их другим акционерам или самому обществу. Законно ли это положение устава? Руководство общества считает, что законно, так как устав зарегистрирован в установленном порядке и со стороны регистрационной палаты никаких замечаний не было.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также