В каком порядке предусматриваются ассигнования на производство доплат работникам образовательных учреждений и какие доплаты могут производиться сверх окладов ?

В соответствии с действующим в настоящее время порядком (см., например, п.1.6 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, доведенных Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. N N 20-58-196/20-5, 7) заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя:
оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с тарифными разрядами с учетом их повышения в установленном действующим законодательством порядке;
доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника;
доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно - климатическими условиями;
другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
При этом размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в положении, коллективном договоре (соглашении).
В общем случае весь фонд заработной платы работников учреждений образования складывается из:
1) тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
2) надтарифного (дополнительного) фонда (на установление поощрительных доплат и надбавок), который не должен превышать 25 процентов всего фонда заработной платы.
Формирование средств на доплаты и надбавки образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1992 г. N 1037-р и Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 509, которые до настоящего времени сохраняют свою юридическую силу (правомерность подтверждена Письмом Минобразования России от 14 сентября 1998 г. N 317/13-12).
Перечень компенсационных выплат, производимых в пользу своих работников образовательными учреждениями, приведен в Приложении к Письму Минобразования России от 12 января 1993 г. N 10/32-Т "О компенсационных доплатах и повышениях ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений".
К ним относятся:
1) доплаты за:
работу в ночное время - в размере до 35 процентов;
за работу в выходные и праздничные дни - в соответствии со ст.ст.64, 65 и 89 КЗоТ РФ;
за работу с неблагоприятными условиями труда (с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными) - от 12 до 24 процентов;
2) повышения ставок заработной платы и должностных окладов:
за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития - в размере 15 - 20 процентов;
за работу в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах учреждений начального профессионального образования), - в размере 20 процентов;
за работу в общеобразовательных учреждениях при исправительно - трудовых профилакториях МВД России - в размере 50 - 75 процентов, а за работу в указанных общеобразовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в ИТК строгого или особого видов режима, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих ИТК за работу с осужденными - в размере 10 - 15 процентов;
за работу в общеобразовательных учреждениях, расположенных в ЗАТО, - 20 процентов;
за работу в школах - интернатах общего типа - в размере 15 процентов;
специалистам - за работу в образовательных учреждениях в сельской местности - в размере 25 процентов;
женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов - в размере 30 процентов;
за работу в образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся и воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, - в размере 15 - 20 процентов;
учителям за индивидуальное обучение на дому больных детей - хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) - в размере 20 процентов;
учителям за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больных для взрослых - в размере 20 процентов.
Формирование фонда поощрительных доплат регламентировано положениями Писем Минобразования России от 14 сентября 1998 г. N 317/13-12 и от 3 марта 1995 г. N 16-М "О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования".
Состав поощрительных выплат не утверждается нормативно - правовыми актами органов исполнительной власти. Установление их поручено самим образовательным учреждениям. Поэтому и планирование их производится в относительных размерах на уровне до 25 процентов к тарифному фонду оплаты труда (Письмо Минобразования России от 3 марта 1995 г. N 16-М).
Положение законодательства о том, что дополнительный фонд формируется исходя из размера фонда должностных окладов (тарифных ставок) и компенсационных доплат (надбавок) означает тот факт, что компенсационные выплаты при расчете заработной платы должны рассчитываться до поощрительных доплат.
Кроме того, если работники имеют право на повышения должностных окладов (ставок), то поощрительные доплаты должны исчисляться от нового образованного оклада с учетом повышения.
Планируется фонд поощрительных доплат на установление, например, следующих надбавок:
за высокую результативность работы;
успешное выполнение наиболее сложных работ;
высокое качество работы;
напряженность, интенсивность труда;
на оплату дополнительных видов работ, то есть доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника;
доплаты за наполняемость классов (групп) сверх установленных норм, как за расширение зон обслуживания или увеличения объема выполняемой работы.
Пример планирования фонда поощрительных доплат.
Фонд должностных окладов (тарифных ставок) общеобразовательной школы с учетом компенсационных выплат составил 315 тыс. руб.
В случае если фонд дополнительных доплат и надбавок образовательному учреждению определен в размере 25 процентов, его величина составит:
315 х 25%
------------ = 105 тыс. руб.
(100% - 25%)
Всего фонд заработной платы составит 315 + 105 = 420 тыс. руб.
Следует учитывать, что возложение на работников образовательных учреждений классного руководства, заведования учебными кабинетами, учебно - опытными участками, выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, организации трудового обучения, профессиональной ориентации, общественно - полезного, производительного труда, а также выполнение других учебно - воспитательных функций в дополнение к учебной работе должно быть оформлено соответствующим приказом администрации учреждения.
Выполнение такого рода дополнительной работы должно в обязательном порядке сопровождаться установлением работнику дополнительных доплат и надбавок (Письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. N 05-51-66/98).
Следует учитывать, что вышеприведенные положения касаются напрямую образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
Негосударственные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством вправе самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда своих работников, обеспечивая минимальный уровень заработной платы в месяц, установленный законодательством (ст.ст.78, 83 КЗоТ РФ, ст.54 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)).
Подписано в печать
12.11.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 12

...Среднесписочная численность персонала организации - 90 человек, уставный капитал на 100% сформирован за счет вкладов физлиц. Статистический код основного вида деятельности - 18144 . Имеет ли организация право на льготу по налогу на прибыль как субъект малого предпринимательства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также