Главного бухгалтера привлекли к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного п."а" ч.2 ст.199 УК РФ за задолженность по налоговым платежам , а именно за то, что поступившие денежные средства в кассу предприятия и на р/с частично расходовались на хозяйственные нужды, а не на погашение задолженности по налогам...

В соответствии с пп."а" п.2 ст.199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом следует иметь в виду, что обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов (других обязательных платежей).
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1998 г. уклонение от уплаты налогов признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время в этих целях используется расчетная база в 100 руб., исходя из чего сумма составит 100 000 руб.), а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время - 500 000 руб.).
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" отметил, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого заплатить установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции Российской Федерации), что влечет за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, при анализе изложенной в вопросе практической ситуации следует учесть:
1) действительно ли неуплаченные суммы налогов являются крупными или особо крупными;
2) имело ли место уклонение от уплаты налогов, и в каком виде это было выражено;
3) имелось ли место такое отягчающее обстоятельство, как сговор группы должностных лиц по неуплате налогов.
На первый и третий вопрос исходя из данных, приведенных в вопросе, ответить затруднительно. Однако на первый вопрос читатели могут найти ответ сами, соразмерив свою задолженность по налоговых платежам в бюджет, с установленными законодательством суммами (100 000 руб. и 500 000 руб.).
Что касается третьего вопроса, то сговор лиц должен быть установлен следствием и со ссылкой на доказательную базу об этом должно быть указано в постановлении следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого, в обвинительном заключении и приговоре.
К сожалению, ни действующим законодательством, ни правоприменительной практикой в настоящее время не определены разумные границы совместного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налоговых платежей и направления средств на производственные (управленческие) нужды.
Поэтому любое действие, приводящее к неуплате налогов при наличии соответствующих возможностей у организаций, как налоговыми, так и судебными органами, трактуется в настоящее время однозначно - как уклонение от уплаты налогов.
В связи с этим по данному основанию, а именно отвлечению средств на другие цели при наличии значительной задолженности по платежам в бюджет, должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Иное может установить только суд при рассмотрении конкретной ситуации, учитывая отдельные особенности и причины.
Что касается порядка обжалования действий работников налоговой полиции, то следует отметить следующее.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ) и ст.20 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в ред. изменений и дополнений) за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Порядок обжалования действий работников налоговых органов регулируется разд.VII части первой НК РФ. В частности, согласно ст.138 части первой НК РФ жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящие структуры не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Отметим, что подача жалобы в судебные органы физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.
Подписано в печать
17.10.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 11

Появились ли практические документы, которые регламентируют финансовую и экономическую деятельность при поставке товаров российскими производителями в Кыргызстан и Азербайджан в соответствии с подписанными и ратифицированными с января 2001 г. Соглашениями о взимании косвенных налогов по стране назначения товара?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также