Предприятие арендует помещение, находящееся в муниципальной собственности. Сумма НДС по договору аренды перечисляется сразу в бюджет. Следует ли делать записи в книге продаж и покупок, как и ранее? Как правильно оформить эту операцию?

В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами, и на них возлагается обязанность исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Если налоговый агент является плательщиком НДС, то в соответствии с п.3 ст.171 НК РФ суммы налога, удержанные им из доходов арендодателя и уплаченные в бюджет, подлежат зачету (возмещению) в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что ни НК РФ, ни Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, не обязывают налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, выписывать какие-либо счета - фактуры и регистрировать их в книге покупок и в книге продаж. Более того, формулировка п.1 ст.172 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что вычет сумм НДС, удержанных налоговыми агентами в порядке, предусмотренном ст.161 НК РФ и перечисленных ими в бюджет, может производиться без счетов - фактур на основании любых иных документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога.
В то же время нельзя не принимать во внимание тот факт, что именно данные книги покупок и книги продаж служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС, а также для определения суммы налога, предъявляемой налогоплательщиком к вычету. Поэтому во избежание возникновения спорных ситуаций с налоговыми органами, по нашему мнению, налогоплательщикам, выступающим в роли налоговых агентов, следует отражать удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет). При этом, на наш взгляд, налогоплательщики могут воспользоваться рекомендациями по порядку применения счетов - фактур, содержащимися в Письме Госналогслужбы России от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов - фактур при аренде государственного и муниципального имущества".
Принимая во внимание рекомендации, изложенные в упомянутом Письме, можно предложить следующий порядок применения счетов - фактур налоговыми агентами. Налогоплательщик, выступающий в роли налогового агента, составляет счет - фактуру в двух экземплярах на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете - фактуре делается пометка "аренда государственного (муниципального) имущества". Второй экземпляр счета - фактуры хранится у налогоплательщика как у поставщика в журнале учета выдаваемых счетов - фактур (как основание для начисления НДС) и подлежит регистрации у него в книге продаж с пометкой "уплата налога налоговым агентом" в момент фактического перечисления средств арендодателю. Первый экземпляр составленного им же счета - фактуры хранится у налогоплательщика как у покупателя в журнале учета получаемых счетов - фактур и регистрируется в книге покупок как основание для применения налоговых вычетов (возмещения НДС) в порядке, установленном налоговым законодательством.
Подписано в печать Т.Крутякова

10.10.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 10

...Судом вынесено решение о взыскании с ответчика дебиторской задолженности, процентов за пользование денежными средствами и госпошлины. Решение суда ответчиком не исполнено. Исполнительное производство окончено в связи с ликвидацией должника. Может ли предприятие списать долг, проценты и госпошлину на убытки без увеличения налогооблагаемой прибыли?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также