Мы арендуем помещение под офис, проводим собственными силами капитальный ремонт. В договоре с арендатором указано, что такой ремонт засчитывается нам в счет арендной платы по согласованной смете. Как правильно отразить данный зачет, если расходы на капитальный ремонт зачтены в полном объеме?

Правоотношения сторон по договору аренды регулируются гл.34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В частности, арендная плата может взиматься в виде предоставления арендатором определенных услуг или возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества, допускается также сочетание разных форм оплаты аренды (п.2 ст.614 ГК РФ).
В данном случае задолженность перед арендодателем по арендной плате организация - арендатор погашает путем выполнения работ по капитальному ремонту арендуемого помещения.
В соответствии с п.п.5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по оплате аренды помещения, используемого под офис, в качестве управленческих расходов формируют расходы по обычным видам деятельности организации. В бухгалтерском учете задолженность арендодателю по оплате аренды помещения под офис отражается в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счета 44 "Расходы на продажу".
При принятии арендодателем работ по капитальному ремонту помещения, выполненному арендатором, в бухгалтерском учете арендатора должна быть признана выручка в сумме задолженности арендодателя. Поступления (выручка), связанные с выполнением работ, согласно п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, являются доходами от обычных видов деятельности. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п.6.1 ПБУ 9/99). В данном случае выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме засчитываемой арендодателем платы за аренду помещения.
В бухгалтерском учете признание выручки (поступлений) от выполненных работ согласно Инструкции по применению Плана счетов отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Погашение задолженности по оплате выполненных работ по капитальному ремонту арендованного помещения путем зачета задолженности по оплате аренды помещения отражается по кредиту счета 62 в корреспонденции с дебетом счета 60.
На основании п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Сумма НДС, исчисленная от реализации выполненных работ, отражается по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", в корреспонденции с кредитом счета 68.
На основании ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации у арендатора появляется право принять к вычету сумму НДС по арендной плате по мере начисления арендной платы и погашения кредиторской задолженности по ней арендодателю (в данном случае при принятии арендодателем выполненных работ по капитальному ремонту помещения).
Подписано в печать А.Макарова
10.10.2001 М.Базыкин

ООО "Аудиторское бюро "Яктиор" "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 41

...Организация отгрузила товар покупателю на сумму 100 у.е. с условием оплаты в рублях по курсу на день оплаты . Счет - фактура выписан в день отгрузки в рублях. Как отражать в бухучете операции по отгрузке и оплате товара покупателем? Как начислить налоги, выставить счет - фактуру при оплате товара и занести его в книгу продаж?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также