Не противоречит ли п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. n 10 о применении ККМ и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем , Закону о ККМ?

В соответствии со ст.1 Закона о ККМ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Закон о ККМ - закон прямого действия, в целях которого индивидуальные предприниматели отнесены к предприятиям. При этом в п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" разъясняется, что сферой регулирования указанного Закона являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары или заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги), и судам следует иметь в виду, что данный Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
Эту позицию разделяет и Конституционный Суд РФ. В п.2 Определения КС РФ от 15 мая 2001 г. N 88-О установлено, что Закон РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", как следует из предмета его регулирования, преследуемых им целей и защищаемых конституционных ценностей, устанавливая требования об обязательном применении контрольно - кассовых машин для учета наличных средств в денежных расчетах с населением, не связывает его с тем, реализует конкретное предприятие товары (оказывает услуги) гражданам для их личного потребления или для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Это согласуется с законоположениями, определяющими особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого в индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое соответствии с законом не может быть обращено взыскание (п.1 ст.ст.23, 24 и 25 ГК РФ).
Ограничительное же толкование предписания ст.1 Закона о ККМ, как не распространяющегося на случаи осуществления денежных расчетов с гражданами - индивидуальными предпринимателями, противоречило бы определенным Конституционным Судом РФ целям и направленности данного Закона, сделало бы невозможным предусмотренный им контроль за движением наличных денежных средств.
На основании изложенного п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10, по мнению Конституционного Суда РФ, не противоречит Закону о ККМ.
Подписано в печать А.С.Кленовский
10.09.2001 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2001, N 9

Можно ли в паспорте ККМ, в случае снятия ККМ с учета, указать старый пароль налогового инспектора?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также