В каком порядке в 2001 г. производится налогообложение доходов граждан, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации?

В целях исчисления налога на доходы физических лиц используются понятие не гражданин Российской Федерации и иностранный гражданин, а налоговый резидент Российской Федерации и нерезидент.
При этом в соответствии с п.2 ст.11 части первой НК РФ к физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.224 части второй НК РФ определено, что доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке в 30 процентов без предоставления каких-либо налоговых вычетов (п.4 ст.210 части второй НК РФ).
При этом не подлежат налогообложению доходы следующих категорий граждан (п.1 ст.215 части второй НК РФ):
1) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;
2) административно - технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;
3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;
4) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.
В развитие п.1 ст.215 части второй НК РФ 13 ноября 2000 г. принят совместный Приказ МИД России и МНС России N 13478/БГ3-03/387 "Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан", которым утвержден Перечень иностранных государств (международных организаций), отдельные категории иностранных граждан (сотрудники) которых не подлежат налогообложению в отношении доходов.
Письмом МНС России от 24 января 2001 г. N ВГ-6-06/63 дополнительно направлены "Сведения о категориях сотрудников, доходы которых подлежат освобождению от налогообложения".
Особенности налогообложения иностранных граждан определены также Методическими рекомендациями налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 29 ноября 2000 г. N БГ-3-08/415 (далее по тексту - Методические рекомендации).
Для определения налогового статуса конкретного физического лица необходимо уточнить время его пребывания на территории Российской Федерации по состоянию на отчетную дату, в том числе на дату расторжения трудовых или гражданских отношений.
При этом в целях применения положений гл.23 части второй НК РФ, граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало 2001 г., то есть дату вступления в силу гл.23 части второй НК РФ.
При выплате доходов в пользу лиц, которые не могут быть признаны налоговыми резидентами Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 г., налогообложение следует производить по ставке 30 процентов без предоставления налоговых вычетов.
При этом следует также учитывать, что отдельные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут быть освобождены от налогообложения или могут иметь права на предоставление льгот и вычетов по правилам устранения двойного налогообложения (ст.232 части второй НК РФ).
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.
Если документы, подтверждающие права лица - нерезидента Российской Федерации на освобождение от налогообложения или на получение налоговых вычетов, представлены не будут, налогообложение следует производить по ставке в 30 процентов без предоставления налоговых вычетов, но с учетом того, что на какую-то дату календарного года гражданин может быть признан налоговым резидентом Российской Федерации, для чего следует производить уточнение налогового статуса таких физических лиц.
Уточнение производится:
- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства.
Если на дату уточнения гражданина следует признать налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение доходов производится по общеустановленной ставке в 13 процентов с предоставлением налоговых вычетов.
При этом по ранее полученным доходам производится пересчет суммы налога, причитающейся к уплате за период с начала года, с предоставлением налоговых вычетов с января отчетного года и определением излишне удержанной суммы, которая подлежит зачету в счет последующих удержаний или возврате лицу на основании его письменного заявления (п.1 ст.231 гл.23 части второй НК РФ; гл.12 части первой НК РФ).
При уточнении налогового статуса физических лиц следует учитывать следующие положения действующего законодательства, подтверждающие пребывание физических лиц на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.6.1 части первой НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. При этом календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и могут выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
Подписано в печать
10.09.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 10

На конец 2000 г. в организации числились не погашенные работниками ссуды. В каком порядке они учитываются при налогообложении в 2001 г.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также