...Московская торговая организация по Закону г. Москвы n 14 относится к малым предприятиям, исходя из чего определяет сроки уплаты налогов. Верна ли позиция налоговых органов по поводу того, что предельную численность работающих следует исчислять в соответствии с федеральным законодательством и поэтому организация не является малым предприятием?

Порядок и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства установлены ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее по тексту - Федеральный закон N 88-ФЗ). При этом среднесписочная численность сотрудников, работающих на предприятиях оптовой торговли, законом установлена в пределах 50 человек.
Статьей 2 вышеуказанного Закона определено, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями могут решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Это положение было закреплено в Законе г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве" (далее по тексту - Закон г. Москвы N 14). Причем критерий численности предприятий непроизводственной сферы данным Законом установлен в пределах 60 человек.
Однако следует обратить внимание, что такого рода критерии установлены московским законодательством с целью отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства г. Москвы (включения их в реестр субъектов малого предпринимательства), имеющим право на получение поддержки московских органов власти (п.2.1 ст.2 Закона г. Москвы N 14).
При этом в п.2.2 ст.2 данного Закона разъясняется, что понимается под такой поддержкой, а именно:
- регистрация обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
- принятие решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами города Москвы;
- хранение и актуализация информации о субъектах малого предпринимательства, внесенных в Реестр;
- решение аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства Москвы;
- проведение выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
- сбор и анализ информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, Закон г. Москвы N 14 не регулирует порядок отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства для целей налогообложения, а следовательно, при определении сроков уплаты налогов, установленных для малых предприятий, необходимо руководствоваться исключительно Федеральным законом N 88-ФЗ.
Кроме того, обращаем ваше внимание, что в соответствии со ст.57 части первой НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются действующим налоговым законодательством, то есть Налоговым кодексом, либо (до принятия (ввода в действие) соответствующей части Кодекса) федеральными законами.
В этой связи следует отметить, что налоговым законодательством (как действующим в настоящее время, так и в предыдущие годы) порядок отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства устанавливался только на основе Федерального закона N 88-ФЗ, к примеру:
- по налогу на прибыль - п.1 ст.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; п.1.1.5 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль;
- по НДС:
до 1 января 2001 г. - п.1 ст.8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; пп."б" п.30 Инструкции о порядке исчисления НДС;
после 1 января 2001 г. - частью второй НК РФ (сроки уплаты налога зависят только от величины выручки от реализации товаров (работ, услуг));
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы (отменен с 1 января 2001 г.) - пп."а" п.9 Инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 31 марта 1994 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы".
Таким образом, в вашем случае налоговые органы совершенно правильно указали вам на недопустимость применения московского законодательства при отнесении предприятий к субъектам малого предпринимательства для целей налогообложения.
Что касается того, что сведения о среднесписочной численности работников вашего предприятия регулярно передавались в налоговые органы и Госкомстат России, то следует заметить, что налоговые органы осуществляют проверку правильности представленных вами данных только в ходе налоговых проверок (выездных либо камеральных), а не в момент представления вами бухгалтерской отчетности. Однако одной из форм налогового контроля, приведенных в п.1 ст.82 части первой НК РФ, является проверка данных отчетности, осуществляемая соответствующим должностным лицом налогового органа. Поэтому в данном случае речь может идти о халатности такого должностного лица, производившего прием и проверку ваших отчетов, что не освобождает ваше предприятие от ответственности за несвоевременную уплату налогов в связи с неправильной трактовкой федерального и московского законодательства.
Подписано в печать
10.08.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 9

Поясните, облагается ли налогом на имущество стоимость квартиры, которая принадлежит коммерческой организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также